Arms
 
развернуть
 
400066, г. Волгоград, пр. Ленина, д. 8, 400005, г. Волгоград, пр-т Ленина, д. 53 А
Тел.: (8442) 38-21-98, 23-87-44
oblsud.vol@sudrf.ru
показать на карте
400066, г. Волгоград, пр. Ленина, д. 8, 400005, г. Волгоград, пр-т Ленина, д. 53 АТел.: (8442) 38-21-98, 23-87-44oblsud.vol@sudrf.ru
 







 
СПИСОК РАССМАТРИВАЕМЫХ ДЕЛ
Решение по гражданскому делу - апелляция
Печать решения

Судья Рыков Д.Ю.        № 33-379/2020

(33-17672/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 15 января 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Ванюхина Н.Н.,

судей: Олейниковой В.В., Гулян Р.Ф.

при секретаре Сиренко Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-2211/2019 по иску Курамшиной Е. Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего К., к комитету здравоохранения Волгоградской области о взыскании денежных средств, затраченных на лекарственные средства,

по апелляционной жалобе Курамшиной Е. Н.

на решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от
22 октября 2019 года, которым в иске Курамшиной Е.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего К., отказано.

Заслушав доклад судьи Олейниковой В.В., выслушав Курамшину Е.Н., ее представителя Трофимова Ю.В., поддержавших доводы жалобы, представителя комитета здравоохранения Волгоградской области – Андреева К.С., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам

установила:

Курамшина Е.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего К., обратилась в суд с иском к комитету здравоохранения Волгоградской области о возмещении средств, связанных с самостоятельным приобретением жизненно важных лекарственных препаратов для лечения онкологического больного наследодателя - супруга (отца) К.Ф.З., умершего 06 декабря 2017 года.

В обоснование иска указала, что в результате виновного бездействия комитета здравоохранения Волгоградской области, инвалид К.Ф.З. при жизни не обеспечен бесплатно лекарственным препаратом «Регорафениб» (торговое наименование «Стиварга»), в связи с чем он понес убытки в размере 406833 рубля.

Поскольку она и ее несовершеннолетний сын являются наследниками К.Ф.З., которому причинен имущественный ущерб, просят взыскать в пользу каждого по 203416 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Курамшина Е.Н. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование требований указала, что судом не принято во внимание решение Ворошиловского районного суда Волгограда от 05 декабря 2017 года, которым установлена нуждаемость К.Ф.З. в получении бесплатного лекарства и возложена обязанность на комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить его данным препаратом. Полагает, что допущены существенные нарушения процессуального права, поскольку предметом спора является ущерб причиненный наследодателю, что является имущественным правом, допускающим процессуальное правопреемство.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спорные правоотношения и отказывая в удовлетворении иска Курамшиной Е.Н. и ее несовершеннолетнему сыну, суд первой инстанции указал, что право на получение льготы по приобретению жизненно важных лекарственных средств является адресным и, соответственно, производное от него право на возмещение уже произведенных затрат, неразрывно связано с личностью лица, в пользу которого приобретено указанное лекарственное средство, и не может быть унаследовано или перейти к наследникам К.Ф.З.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, сделанными с существенным нарушением норм процессуального и материального права.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Исходя из характера спорных правоотношений возмещение К.Ф.З. денежных средств, израсходованных на покупку лекарственного препарата, которым его должны были обеспечить бесплатно, то есть убытков на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, является надлежащим способом защиты нарушенного права, направленным на восстановление имущественного положения К.Ф.З., существовавшего до его нарушения.

Потраченные К.Ф.З. 14 апреля и 15 мая 2017 года денежные средства в сумме 406 833 рублей на покупку лекарственного средства «Регорафениб» (торговое наименование «Стиварга») относятся к убыткам наследодателя в форме реального ущерба.

В этой связи, выводы суда о том, что в данном случае требования заявленные наследниками не подлежат удовлетворению ввиду недопустимости процессуального правопреемства, основаны на неверном толковании норм гражданского права, а также не соответствуют требованиям процессуального права, в частности статье 220 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающей в таком случае прекращение судебного производства.

При таких данных решение суда подлежит отмене, поскольку не отвечает требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности судебного решения.

Принимая новое решение по настоящему спору, судебная коллегия исходит из следующего.

Наследодатель истцов – К.Ф.З. страдал онкологическим заболеванием, с 28 марта 2013 года признан инвалидом 2 группы, бессрочно. С 31 июля 2013 года уволен из уголовно-исполнительной системы по болезни.

25 марта 2017 года в ГУ «Российской онкологический научный центр им.Н.Н. Блохина» НИИ клинической онкологии г.Москва К.Ф.З. рекомендована терапия лекарственным препаратом «Регорафениб».

Решением врачебной комиссии ГБУЗ «ВОКОД № 1» № <...> от 03 апреля 2017 года установлено, что К.Ф.З. по жизненным показаниям требуется лекарственное средство «Регорафениб».

14 апреля 2017 года решением врачебной комиссии ГУЗ «Клиническая больница № 11» утвержден пакет документов на имя пациента К.Ф.З. для предоставления в комитет здравоохранения Волгоградской области для рассмотрения на Экспертном совете по обеспечению необходимым лекарством.

21 июня 2017 года Экспертным советом решение вопроса обеспечения К.Ф.З. данным препаратом бесплатно, отложено до выделения дополнительного финансирования.

Решением Ворошиловского районного суда от 05 декабря 2017 года на комитет здравоохранения Волгоградской области возложена обязанность обеспечить К.Ф.З. лекарственным препаратом «Регорафениб» в соответствии с медицинскими показаниями ГУ «Российской онкологический научный центр им.Н.Н. Блохина» НИИ клинической онкологии от 20 февраля 2017 года и решением врачебной комиссии ГУЗ «Клиническая больница № 11» от 14 апреля 2017 года за счет средств бюджета Волгоградской области.

06 декабря 2017 года К.Ф.З. умер.

Истец Курамшина Е.Н. обратилась в комитет здравоохранения Волгоградской области с заявлением о возмещении стоимости лекарственных препаратов, на что ей 07 мая 2019 года дан ответ об отсутствии оснований для возмещения, а также отсутствии компетенции комитета по решению данного вопроса.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены в том числе злокачественные новообразования.

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 2724-р были утверждены Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов медицинского применения на 2016 год и Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, в число которых регорафениб не входит.

Данный препарат – «регорафениб» входит в указанный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов с 2018 года.

Вместе с тем, статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016-2017 год была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382 (далее - Федеральная программа).

Федеральной программой, в частности установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III Федеральной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как новообразования.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Перечень N 890).

Так, в разделах Перечня N 890 «Группы населения» и «Категории заболеваний» названы «неработающие инвалиды II группы» и «онкологические заболевания», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано – «все лекарственные средства».

Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Статьей 4 Закона Волгоградской области от 31.12.2008 г. № 1837-ОД «Об охране здоровья граждан в Волгоградской области» (в ред. от 10.12.2015 года) установлено, что бесплатное оказание населению Волгоградской области медицинской помощи осуществляется на основании Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Волгоградской области медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статьей 5 Закона Волгоградской области от 12 мая 2009 г. N 1885-ОД «О лекарственном обеспечении населения Волгоградской области», бесплатное лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, а также лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях с 50-процентной оплатой стоимости лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области.

Законом Волгоградской области от 06 декабря 2016 г. N 130-ОД «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» утвержден перечень лекарственных препаратов, отпускаемых гражданам в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при лечении в амбулаторных условиях (приложение 6), согласно по рецептам врачей бесплатно за счет средств областного бюджета гражданам, страдающим онкологическим заболеваниям, лекарственные препараты в соответствии с утвержденными федеральными стандартами оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях.

Постановлением администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 года N 290-п утвержден Порядок лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях» ( в ред. 26.12.2016 г.), согласно которому необходимые лекарственные препараты бесплатно предоставляются гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации (п.п.а п. 4 Порядка), утвержден перечень лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях по рецептам бесплатно за счет средств бюджета Волгоградской области.

В указанный перечень входят «онкологические заболевания», в том числе код заболевания - <.......>, имеющееся у К.Ф.З., и в соответствующей графе наименований лекарственных препаратов - «лекарственные препараты в соответствии с утвержденными федеральными стандартами оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях».

Согласно «Клиническим рекомендациям «<.......>», утвержденным Министерством Здравоохранения Российской Федерации, применяемых в силу части 4 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций» стандартом лечения третьей линии больных с <.......>, резистентных к иматинибу и сунитинибу, является регорафениб в дозе 160 мг ежедневно в течение 3 недель с перерывом на одну неделю.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Волгоградской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами.

При этом инвалиды, страдающие онкологическими заболеваниями, подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата.

В этой связи, К.Ф.З. не могло быть отказано в обеспечении жизненно необходимым лекарственным препаратом бесплатно.

При таких обстоятельствах, денежные средства в размере 406833 рублей (218000 рублей по счету от 11.04.2017 года и 188833 рубля по чеку от 15.05.2017 года), вынужденно потраченные неработающим инвалидом II группы К.Ф.З. на покупку жизненно необходимого лекарственного препарата для лечения онкологического заболевания, то есть убытки на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат взысканию в пользу супруги и несовершеннолетнего сына как процессуальных правопреемников умершего.

Убытки подлежат взысканию с комитета здравоохранения Волгоградской области, поскольку обеспечение лекарственными препаратами, а также контроль за обеспечением граждан необходимыми препаратами, является обязанностью комитета, исполнение которой, возложено на него действующим законодательством и предусмотрено положением о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденном постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. N 152.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 22 октября 2019 года – отменить, принять по делу новое решение.

Взыскать в пользу Курамшиной Е. Н., К. с комитета здравоохранения Волгоградской области денежные средства в размере 406833 рублей, по 203416 рублей 50 копеек в пользу каждого.

Председательствующий:

Судьи: