ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 34RS0043-01-2023-000157-06 |
Дата поступления | 24.10.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Балашова Инна Борисовна |
Дата рассмотрения | 09.11.2023 |
Результат рассмотрения | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права |
Номер здания, название обособленного подразделения | Волгоградский областной суд здание 1 |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Суровикинский районный суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-464/2023 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Бурлачка С.А. |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 25.10.2023 | 17:30 | 26.10.2023 | ||||||
Судебное заседание | 09.11.2023 | 11:30 | Зал №7 | Вынесено решение | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения | 27.10.2023 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 10.11.2023 | 16:09 | 10.11.2023 | ||||||
Передано в экспедицию | 10.11.2023 | 16:09 | 10.11.2023 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ГУ МВД России по Волгоградской области | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Заместитель начальника ОРГ РФ УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области Павленко А.А. | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Зосим Мариана Михайловна | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Инспектор ОВГ ОВГиРВГ ГУ МВД России по Волгоградской области Гончарова А.С. | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ОМВД России по Чернышковскому району Волгоградской области |
УИД 34RS0043-01-2023-000157-06 Административное дело № 2а-464/2023
Судья Бурлачка С.А. Дело № 33а-12802/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 9 ноября 2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Абакумовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тороповой Т.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зосим М.М. к ГУ МВД РФ Волгоградской области о признании незаконным заключения ГУ МВД РФ по Волгоградской области об отсутствии гражданства Российской Федерации и возложении обязанности на ГУ МВД России по Волгоградской области выдать паспорт гражданина Российской Федерации
по апелляционной жалобе Зосим М.М.
на решение Суровикинского районного суда Волгоградской области постоянное судебное присутствие в р.п.Чернышковского района Волгоградской области от 8 августа 2023 г., которым в удовлетворении административных исковых требований Зосим М.М. отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зосим М.М. обратилась в суд с административным иском, указывая, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. <.......> и до 1992 г. проживала в МССР. С 1992 г. проживала по месту жительства матери, являющейся гражданкой Российской Федерации, на территории Волгоградской области. 3 февраля 1994 г. Чернышковским РОВД Волгоградской области ей впервые выдан паспорт гражданина СССР, как лицу, у которой мать являлась гражданкой Российской Федерации.
5 марта 1994 г. она и Зосим С.И. зарегистрировали брак в ОЗАГС администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области, После этого ей был выдан паспорт с указанием фамилии Зосим.
17 февраля 2023 г. главным специалистом экспертом миграционного пункта отделения полиции по Чернышковскому району Волгоградской области на основании заключения по результатам проверки ГУ МВД РФ от 24 ноября 2022 г. № 398 у нее был изъят паспорт <.......>, выданный ГУ МВД РФ по Волгоградской области 25 февраля 2022 г.
В соответствии с заключением от 24 ноября 2022 г. паспорт подлежал изъятию в связи с тем, что в форме №1 указано основание получения гражданства-часть 1 статьи 13 Закона о гражданстве, что не соответствует действительности, т.к. Зосим М.М. на 6 февраля 1992 г. не проживала на территории Российской Федерации, в связи с чем она не является гражданкой Российской Федерации.
По мнению административного истца, проверка выдачи ей паспорта гражданина Российской Федерации проведена формально и заключение административного ответчика является незаконным, так как вкладыш к паспорту гражданина СССР ей выдавался на основании п. «а» статьи 18 Закона о гражданстве, в связи с тем, что она являлась дочерью гражданки Российской Федерации Пасасар Н. И., а указанное правовое основание (часть 1 статьи 13 Закона о гражданстве) в форме №1 указано ошибочно.
Сославшись на указанные обстоятельства, административный истец просил признать незаконным и отменить заключение проверки Главного Управления МВД России по Волгоградской области от 24 ноября 2022 г. №398 об отсутствии у Зосим М.М. гражданства Российской Федерации и возложить на ГУ МВД России по Волгоградской области обязанность выдать ей паспорт гражданина Российской Федерации.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить. Ссылаясь на нарушение норм материального права и неправильное определение обстоятельств имеющих значение для дела.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ МВД России по Волгоградской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителя ГУ МВД России по Волгоградской области Петрову Л.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ действия органа государственной власти, органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, могут быть оспорены в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела, на основании заключения по результатам проверки ГУ МВД РФ от 24 ноября 2022 г. №398, утвержденным начальником ГУ МВД по Волгоградской области (далее-Заключение),17 февраля 2023 г. главным специалистом-экспертом миграционного пункта отделения полиции по Чернышковскому району Волгоградской области Фроловой И.С. у Зосим М.М. был изъят выданный ей 25 августа 2022 г. ГУ МВД РФ по Волгоградской области паспорт <.......>
Согласно оспариваемому Заключению по результатам проведенной проверки установлен факт отсутствия гражданства Российской Федерации у Зосим М.М., ДД.ММ.ГГГГ, уроженки <.......> Выданный 1 апреля 2003 г. Чернышковским РОВД Волгоградской области паспорт гражданина Российской Федерации <.......> на имя Зосим М.М. и выданный на ее же имя 25 августа 2022 г. ГУ МВД России по Волгоградской области паспорт <.......> признаны выданными в нарушении установленного порядка. Последний паспорт признан подлежащим изъятию.
Из Заключения следует, что в миграционный пункт отдела МВД России по Чернышковскому району обратилась Зосим (урожденная Пасарар) М.М., ДД.ММ.ГГГГ, уроженка <.......> по вопросу документирования паспортом гражданина Российской Федерации в связи с достижением возраста 45 лет.
При проверке на предмет приобретения российского гражданства ранее выданных паспортов установлено, что Зосим М.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <.......>, что подтверждается свидетельством о рождении серии <.......>, выданным 23 сентября 1977 г. сельским Советом <.......> (л.д.16).
По сведениям автоматизированной системы «Российский паспорт», ППО «Территория», Зосим М.М. с 19 июля 1994 г. по 28 июля 2022 г. значилась зарегистрированной по месту жительства по <адрес> в период с 28 июля 2022 г. по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по <адрес>, документирована паспортами:
серии <.......>, выданным 1 апреля 2003 г. Чернышковским РОВД Волгоградской области, статус паспорта «недействителен», в связи с общим обменом на основании паспорта гражданина ССР образца 1974 г., серии <.......>, выданного 9 июня 1994 г. Чернышковским РОВД Волгоградской области, в связи с изменением фамилии по браку с «Пасарар», на основании паспорта гражданина ССР образца 1974 г., серии <.......>, выданного 5 марта 1994 г. Чернышковским РОВД Волгоградской области, в связи с достижением 16 летнего возраста, на основании свидетельства о рождении серии <.......>, выданным 23 сентября 1977 г. сельским Советом <.......>
<.......>, выданным 25 августа 2022г. ГУ МВД России по Волгоградской области (код подразделения 340-043), в связи с достижением 45 летнего возраста, статус паспорта «действителен».
Зосим М.М. паспортом гражданина РФ, удостоверяющим личность гражданина РФ, за пределами территории РФ не документирована.
Согласно объяснению Зосим М.М., с рождения и до 1991 г. проживала в Республике <.......> с матерью и бабушкой. В 1989 г. мать уехала в Чернышковский район Волгоградской области, где проживала до 1994 г.. Зосим М.М. прибыла в 1991 г. к матери в Чернышковский район Волгоградской области, где проживала два месяца. В октябре 1991 г. убыла к бабушке в Республику Молдова, где проживала до 1994 года. В 1994 г. прибыла на постоянное место жительства в <адрес>. В своем объяснении Зосим М.М. поясняет, что её отец - гражданин Республики <.......>, сведениями о нём не располагает.
В 1993 г. Зосим М.М., окончила Ёлкинскую неполную среднюю школу в х.Ёлкино Чернышковского района Волгоградской области, что подтверждается свидетельством о неполном среднем образовании серии <.......>, выданным 12 июня 1993 г.
В материалах дела имеется копия книги № 2 «выдачи вкладышей к паспортам», в которой имеются сведения о выдаче вкладыша, подтверждающего гражданство Российской Федерации, серии <.......>, выданного 07 февраля 1994 г. Чернышковским РОВД Волгоградской области к паспорту гражданина СССР образца 1974 года, серии <.......>, выданного 05 марта 1994 г. Чернышковским РОВД Волгоградской области, в котором проставлена запись о принадлежности к российскому гражданству в соответствии со статьей 13 части 1 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
Согласно справки МКОУ «Ёлкинская средняя школа» Чернышковского муниципального района Волгоградской области от 24 августа 2022 г., Зосим М.М, поступила в Ёлкинскую среднюю школу 02 сентября 1991 г., в 8 класс, выбыла из школы 1 октября 1991 г., приказ № 40 от 01 октября 1991 г. в Республику <.......> (алфавитная книга записи учащихся Ёлкинской 8 летней школы, страница 172, запись Ка 16.
31 августа 1992 г. Зосим М.М., поступила в Ёлкинскую среднюю школу в 9 класс, приказ N 60 от 12 июня 1993 г. (алфавитная книга записи учащихся Ёлкинской 8 летней школы, страница 174, запись Ка 19).
Согласно справке Администрации Ёлкинского сельского поселения Чернышковского района Волгоградской области от 22 августа 2022 г. № 70, Зосим М.М., 13 августа 1977 года рождения, с августа 1992 г. действительно проживала в <адрес>, с 15 февраля 1994 г. по 28 июля 2022 г. значилась зарегистрированной по месту жительства по <адрес> Основание выдачи справки: похозяйственная книга (1991- 1995 гг.) №2 л/с 105 страница 11, нехозяйственная книга (1991-1995 гг.) № 2 л/с 225 страница 96.
Мать Зосим М.М. - Пасарар Н.И., ДД.ММ.ГГГГ, уроженка <.......> 20 августа 2008 г. Пасарар Н.И. документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии <.......> выданным отделением УФМС России по Волгоградской области в Чернышковском районе в связи с достижением 45-ти лет на основании паспорта гражданина Российской Федерации серии <.......>, выданного 19 октября 2003 г. ОВД Чернышковского района Волгоградской области. В графе 8 «состоял ли ранее в иностранном гражданстве и когда принят в российское гражданство» заявление о выдаче (замене) паспорта формы №1П внесены сведения о принадлежности заявителя к гражданству Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» с применением части 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г, №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», что подтверждается копией заявления о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации (Формы №1П).
Согласно справке администрации Ёлкинского сельского поселения Чернышковского района Волгоградской области от 22,08.2022 года №71 следует, что Пасарар Н.И., ДД.ММ.ГГГГ, на 6 февраля 1992 года значилась зарегистрированной по месту жительства по <адрес>. Основание выдачи справки: похозяйственная книга (1991-1995 гг.,) № 2 л/с 105 страница 11.
Отец - Пасарар М.Д., ДД.ММ.ГГГГ.
Зосим М.М, сведениями об отце Пасарар М.Д. не располагает. В своём объяснении Зосим М.М. поясняет, что отец со слов матери, проживал в Республике <.......>, там же и умер, являлся гражданином Республики <.......>
Согласно справке Администрации Ёлкинского сельского поселения Чернышковского района Волгоградской области от 22 августа 2022 г. № 71, Пасарар М.Д., на 6 февраля 1992 г. на территории Чернышковского района Волгоградской области, зарегистрирован не был. Сведения, подтверждающие факт постоянного проживания Зосим М.М. и ее отца на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 г. отсутствуют. Согласно информации, содержащихся в базах данных МВД России, Зосим М.М. и ее отец приобретшими гражданство Российской Федерации в установленном порядке, не значатся.
Поскольку в процессе проверки не получено сведений, подтверждающих факт приобретения Зосим М.М. гражданства Российской Федерации и учитывая, что Зосим М.М. на 6 февраля 1992 г. на территории Российской Федерации зарегистрирована не была сделан вывод о том, что Зосим М.М. не является гражданином Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62 «О гражданстве Российской Федерации», Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. № 605, установив приведенные в Заключении обстоятельства, пришёл к выводу, что оно является законным, принято при наличии к тому оснований, без нарушения порядка и прав административного истца не нарушает, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований. Принимая такое решение, суд исходил из того, что по основаниям статьи 13 ранее действовавшего Закона "О гражданстве РСФСР" Зосим М.М. гражданство Российской Федерации не приобрела, так как по состоянию на 6 февраля 1992 г., то есть на день вступления в законную силу указанного закона на территории РСФСР не проживала.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда.
В соответствии со статьей 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
По смыслу данных конституционных положений, лишение законно приобретенного гражданства Российской Федерации недопустимо.
На день документирования административного истца первым паспортом (паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с вкладышем гражданина Российской Федерации) действовал Закон РСФСР от 28 ноября 1991 года № 1948-1 "О гражданстве РСФСР" (далее – Закон «О гражданстве РСФСР»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона «О гражданстве РСФСР» гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.
Согласно части 1 статьи 13 названного закона, гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Указанным законом было установлено такое основание приобретения гражданства Российской Федерации, как приобретение гражданства в порядке регистрации (статья 18). В таком порядке гражданство могло быть приобретено лицом, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации (пункт «а» указанной нормы).
Указанным Федеральным законом также определено, что под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 указанного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" решение о приобретении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке (часть 2 указанной статьи закона).
Исходя из положений статей 16, 30 и 35 Федерального закона от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", пунктов 29 и 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации рассмотрение заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации осуществляется компетентными государственными органами, которые перед принятием решений обязаны провести проверку фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документов, в том числе в случае необходимости запрашивая дополнительные сведения в соответствующих государственных органах, организациях. По результатам рассмотрения по каждому заявлению принимается отдельное решение с обязательным указанием оснований его принятия, объективность которого во многом зависит от достоверности представленных документов и содержащейся в них информации. Использование при подаче заявления подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений является одним из оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, о чем в обязательном порядке подлежит предупреждению каждое претендующее на российское гражданство лицо.
На момент документирования административного истца в 2003 г. паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 года N 605 (зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 1997 г. N 1400) (далее - Инструкция).
Данной Инструкцией было предусмотрено, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения) (пункт 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11).
В силу пункта 13 упомянутой Инструкции выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан. В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 названной Инструкции среди прочего для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).
В силу пункта 21 Инструкции поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.
После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (пункт 23).
Учитывая тот факт, что 1 апреля 2003 г. Зосим М.М. была документирована паспортом гражданина Российской Федерации на основании имевшегося у нее вкладыша о принадлежности к гражданству Российской Федерации серии <.......>, выданного 7 февраля 1994 г. ОВД Чернышковского района Волгоградской области, у проводивших проверку должностных лиц органа внутренних дел не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В силу пункта 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Согласно части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации, во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. Осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.
Однако такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
В этой связи с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае если такие факты не были установлены, оспариваемое решение уполномоченного органа, установившего отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 г. N 17-П, от 14 ноября 2005 г. N 10-П, от 26 декабря 2005 г. N 14-П, от 16 июля 2008 г. N 9-П и др.).
Также в Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, установление судом факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации не освобождает компетентных должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, от учета при принятии в соответствии со статьей 41 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" решения об отмене решения о приеме в гражданство Российской Федерации всех конкретных обстоятельств, связанных с судебным установлением факта сообщения заведомо ложных сведений, и, в частности, времени, прошедшего со дня принятия решения о приобретении российского гражданства. В противном случае в Российской Федерации как правовом государстве в нарушение принципов справедливости и правовой безопасности не соблюдались бы предопределенные статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации требования необходимости, соразмерности и пропорциональности ограничения прав и свобод человека и гражданина, обращенные, по смыслу ее статьи 18, не только к федеральному законодателю, но и к органам исполнительной и судебной власти (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 8 апреля 2014 года N 10-П, от 8 июня 2015 года N 14-П и др.).
Поскольку с учетом вышеуказанных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, в том числе отсутствия достоверных доказательств о незаконности приобретения Зосим М.М. гражданства Российской Федерации и выдачи ей в подтверждение данного факта в установленном порядке паспорта гражданина Российской Федерации, не подтверждением административными ответчиками наступления каких-нибудь отрицательных последствий для Российской Федерации выдачей ей ранее паспорта гражданина России, удостоверяющие ее гражданство Российской Федерации, наличие у Зосим М.М. устойчивой правовой связи с Российской Федерацией, длительности времени, прошедшего со дня принятия решения о приобретении ею российского гражданства, оснований полагать о законности принято ГУ МВД России по Волгоградской области заключения не имеется, при этом судебная коллегия отмечает, что оспариваемое заключение не соответствует требованиям действующего законодательства, так как принятая в отношении Зосим М.М. мера ответственности является несоразмерной и не отвечает целям, предусмотренным частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Такие составляющие законность решения об отмене ранее принятого решения о ее гражданстве как продолжительность периода проживания на территории Российской Федерации со дня получения гражданства, что подтверждается выдачей паспорта гражданина России, оседлость, установления прочных социальных связей на территории Российской Федерации, в том числе, посредством трудоустройства, выполнение возложенных государством на гражданина обязанностей (уплата налогов, взносов и т.д.), административным ответчиком при вынесении оспариваемого заключения не исследовались, доказательств обратного ни заключение, ни материалы административного дела не содержат.
В силу действовавшего на спорный период времени законодательства Российской Федерации о гражданстве, Зосим М.М., учитывая, что ее мать являлась гражданкой Российской Федерации, имела право приобрести гражданство в регистрационном порядке, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, данное обстоятельство не может свидетельствовать о том, что административный истец приобрела его незаконно, а допущенные органом внутренних дел при оформлении гражданства истца погрешности не должны приводить к переложению бремени доказывания законности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации на административного истца.
Из представленных в материалы дела доказательств, перечисленных выше, усматривается, что Зосим М.М. на протяжении длительного времени осуществляла реализацию своих прав и обязанностей как гражданин Российской Федерации, что свидетельствует о ее устойчивой правовой связи с Российской Федерацией и согласуется с изложенным в статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве года Российской Федерации" понятием гражданства Российской Федерации.
Таким образом, поскольку судом допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия в соответствии с положениями пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований Зосим М.М. о признании незаконным заключения № 398 ГУ МВД России по Волгоградской области от 24 ноября 2022 г. и возложении на административного ответчика обязанности выдать ей паспорт гражданина Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Суровикинского районного суда Волгоградской области постоянное судебное присутствие в р.п.Чернышковского района Волгоградской области от 8 августа 2023 г. отменить.
Постановить новое решение.
Признать незаконным заключение ГУ МВД России по Волгоградской области № 398 от 24 ноября 2022 г. об отсутствии у Зосим М.М. гражданства Российской Федерации.
Возложить на ГУ МВД России по Волгоградской области обязанность выдать Зосим М.М. паспорт гражданина Российской Федерации.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
Судьи:
