ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 34RS0042-01-2023-000643-56 |
Дата поступления | 06.10.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействий) должн. лиц администрации следственных изоляторов и исправительных учреждений: → Жалобы иных лиц, связанные с ненадлежащими условиями содержания лиц, находящихся под стражей, и лиц, осужденных к лишению свободы |
Судья | Тертышная Вероника Валерьевна |
Дата рассмотрения | 02.11.2023 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Номер здания, название обособленного подразделения | Волгоградский областной суд здание 1 |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Фроловский городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-649/2023 ~ М-502/2023 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Куликова Н.Н. |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 09.10.2023 | 16:43 | 09.10.2023 | ||||||
Судебное заседание | 02.11.2023 | 09:30 | Зал №7 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 10.10.2023 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 13.11.2023 | 14:39 | 13.11.2023 | ||||||
Передано в экспедицию | 13.11.2023 | 14:39 | 13.11.2023 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Министерство финансов Российской Федерации | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Полонский Александр Викторович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | УФСИН России по Волгоградской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФСИН России | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Хлынцев Владимир Юрьевич |
УИД 34RS0042-01-2023-000643-56 Административное дело № 2а-649/2023
Судья Куликова Н.Н. Дело № 33а-12189/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 2 ноября 2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Тертышной В.В.,
судей Абакумовой Е.А., Еромасова С.В.
при ведении протокола помощником судьи Федорченко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хлынцева В. Ю. к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении
по апелляционной жалобе административного истца Хлынцева В. Ю.
на решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 14августа 2023г., которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Хлынцева В. Ю. к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хлынцев В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области и ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области в период с 6октября 2014 г. по 1 октября 2022 г. в размере 500 000 рублей, также просил восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи искового заявления ввиду его пребывания на СВО до 1 апреля 2023 г. В обоснование заявленных требований указано, что 19марта 2012 г. приговором Сергиево-Посадского городского суда Московской области он был осужден к наказанию в виде лишения свободы. 6 октября 2014 г. был этапирован для отбывания наказания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области. 20 ноября 2017 г. переведен в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области. 1 октября 2022г. освобожден по Указу Президента РФ «О помиловании» от 11 сентября 2022 г. В период с 10 сентября 2022 г. по 1 апреля 2023 г. участвовал в качестве добровольца в СВО. За все время отбывания наказания он проживал в общежитиях, в которых одновременно с ним проживало минимум 80 человек. На каждого осужденного приходилось не более 1,2 кв.м жилой площади. Кровати были двухъярусные, отделены друг от друга маленькими проходами с небольшими тумбочками. Окна в большинстве закрыты решетками, а стекла закрашены краской. Освещение слабое. Принудительной вентиляции не было, в связи с чем на стенах имелась плесень. Зимой очень холодно, а летом жарко. Душа в общежитие не было. Горячей воды не было. Зимой вода холодная. Баня общая для каждого отряда по очереди, еженедельно, но в зимний период там купаться невозможно, так как отсутствует отопление. Умывальников в отрядах было 3-5 штук. Туалет представлял собой напольный унитаз в количестве 3-5 штук. Унитазы разделены между собой небольшими перегородками, дверей нет. Поход в туалет не предполагал никакой приватности. В период с 2014 года и по настоящее время в нарушение действующего законодательства в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области было запрещено в передачах передавать сахар. При этом сотрудники учреждения ссылаются на прямое распоряжение об этом, поступившее от руководства ФСИН Волгоградской области. Вышеуказанное нарушение условий содержания также являлось предметом представления прокуратуры по надзору за отбыванием наказаний Волгоградской области. Мусорная свалка для бытовых и пищевых отходов была расположена на территории колонии на расстоянии 300 м от жилых корпусов. В целях экономии выделяемых средств мусор не вывозился за территорию колонии для последующей утилизации, а сжигался непосредственно на свалке в ночное время. Это приводило к огромному объему дыма и отвратительного запаха горящих отходов жизнедеятельности, что в результате лишало осужденных ночью нормального сна. Прогулочные дворики были небольшие, в большинстве своем не предназначены для прогулок одновременно больше 8 человек, так как там же находились приспособления для сушки белья. Площадь дворика составляет 35 кв.м на 100 человек. Утверждает, что содержание в исправительных колониях ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области и ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области на время его пребывания не отвечало установленным требованиям, причиняло физические и нравственные страдания. Ранее условия содержания в исправительных колониях ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области и ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области решениями Европейскою Суда по Правам Человека неоднократно признавались не соответствующими положениям статьи 3 Конвенции. Условия, в которых он отбывал наказание, ранее неоднократно уже признавали несоответствующими нормам законодательства, в том числе и по иску прокурора по надзору за исполнением наказаний Волгоградской области (решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда по делу № 2-1024/2015 от 2апреля 2015 г.), Фроловским городским судом Волгоградской области (решение от 22 июля 2019 г. дело № 2-753/2019), а также Центральным районным судом г.Волгограда, Тракторозаводским районным судом г. Волгограда и Волгоградским областным судом в 2020, 2021 и 2022 годах. Нахождение в помещениях с отсутствием света, вентиляции, решетками на окнах, плесенью на стенах, зараженных насекомыми, большим количеством 2-х ярусных кроватей, своим расположением закрывающих доступ к дневному свету, несоответствие прогулочного дворика минимальным требованиям для прогулок нескольких человек, наличие постоянного ночного запаха от горящего мусора, недостаточность умывальников в количестве 3-5 штук и унитазов 3-5 штук на отряд, холодная вода, которая подается нерегулярно, а также жилая площадь на каждого 1,2 кв.м свидетельствуют, по мнению административного истца, об унижении чести и достоинства в течение более чем 13 лет.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Хлынцев В.Ю. выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить и удовлетворить административный иск. В обоснование указывает на незаконность и необоснованность принятого судом решения, поскольку суд сослался на требование несуществующей законодательной нормы. Так, суд указал, что Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно – исполнительной системы Минюста России, утвержденной Приказом Минюста России СП-17-02 от 2 июня 2004 г. № 130, подвод горячего водоснабжения к общежитиям для осужденных не предусмотрен. Вместе с тем до принятия Приказа Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 г. № 1454/пр, который введен в действие с 21апреля 2018г., действовала Инструкция по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно – исполнительной системы Минюста России, утвержденная Приказом Минюста России от 2 июня 2003г. № 130-сдп (СП 17-02), пункты 20.1, 20.5 которой предусматривали оборудование горячим водоснабжением здания исправительных и специализированных учреждений, что также предусмотрено действующим в настоящее время Сводом Правил. Отмечает, что обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лежит на административном ответчике, однако доводы административного иска последним не были опровергнуты. При этом судом не были исследованы представленные им доказательства, в частности, видеозаписи, на которые имеются ссылки в административном иске. Данные видеозаписи также не были признаны судом недопустимым доказательством. Кроме того, представленными стороной административного ответчика доказательствами подтвержден факт нарушений пункта 8.66 Приказа Министерства Юстиции РФ от 28 мая 2001 г. № 161, однако указанное обстоятельство оставлено судом без внимания.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области Ожегова И.Н. и представитель административного ответчика ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области Махова Н.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, выслушав представителей административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области Игошеву Ю.В., ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области Махову Н.А., Министерства финансов РФ в лице УФК по Волгоградской области Филиппову Е.М., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного Кодекса).
В силу статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.
Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней никто не должен подвергаться унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Условия и порядок содержания в изоляторах регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон о содержании под стражей, Федеральный закон № 103-ФЗ), а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4 указного выше закона).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 103-ФЗ, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
В силу статьи 17.1 Федерального закона о содержании под стражей, подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В силу требований, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно подпунктам 3 и 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, основные задачи ФСИН России включают, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и создание им условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
На основании части 5 указанной статьи при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу части 2 статьи 62 и части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно возлагается на лицо, которое их оспаривает.
Из содержания указанной нормы следует, что обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц, возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, статьи 93, 99, 100 УИК РФ).
Из содержания пункта 14 данного Постановления следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В частности, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Условия содержания, касающиеся материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы урегулированы статьей 99 УИК РФ, в том числе законом в данной статье прямо установлены нормы жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы.
С учетом требований части 1 статьи 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Согласно пунктам 1, 3, 10 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН, утвержденного Приказом Минюста России от 30 декабря 2005г. № 259, отряд осужденных исправительной колонии создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению.
Отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в ИУ в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных. Отряд обеспечивается отдельными жилыми и коммунально-бытовыми помещениями с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов Минюста России, комнатой для проведения воспитательной работы, телевизором, приемником радиотрансляционной сети.
Согласно Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (Приложение № 2) в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровать металлическая на 1 человека, тумбочка прикроватная 1 на 2-х человек, табурет на 1 человека. В комнате для умывания: умывальник (рукомойник) 1 на 10 человек, зеркало настенное.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512 утверждены Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (пункт 1); предписано начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (пункт 2). Согласно Нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник), зеркало настенное - 2 штуки: Помещение бани оборудуется жестким диваном или вешалкой со скамьей, тумбочкой, табуретом, столом прямоугольным (помещение раздевалки), стационарными скамьями (помещение мыльной и парной). Помещение прачечной оборудуется ларем для грязного белья, столом, тумбочкой, табуретом (помещение приема грязного белья), тумбочкой, табуретом (помещение сушки белья).
В соответствии с частью 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Согласно пункту 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295, не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
Приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. № 110 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, в пункте 48 которых закреплены аналогичные положения.
В соответствии с перечнем вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, утвержденным Приказом Минюста от 16декабря 2016 г. № 295 (Приложение № 1), а также Приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. № 110 (Приложение № 3), сахар и соль относятся к продуктам, которые разрешены к покупке и получению по посылке.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Хлынцев В.Ю. отбывал наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области с 23 сентября 2014 г. по 16 октября 2017 г., затем переведен в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области для дальнейшего отбытия наказания.
Вступившим в законную силу решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 25февраля 2021 г. Хлынцеву В.Ю. отказано в удовлетворении исковых требований, в том числе к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, о взыскании компенсации морального вреда за условия содержания в исправительном учреждении, основанием для взыскания которого являлись аналогичные доводы о ненадлежащих условиях его содержания в названном учреждении за период с 23 сентября 2014 г. по 16 октября 2017 г.
В ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области Хлынцев В.Ю. отбывал наказание в период с 3 ноября 2017 г. по 1 октября 2022 г.
Данное исправительное учреждение является действующим юридическим лицом, учредителем которого является ФСИН России, с основным видом деятельности – деятельность по управлению и эксплуатацией тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы.
Уставом колонии в редакции 2011 года определено, что предметом деятельности учреждения являются, в том числе: исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, международных договоров, федеральных законов и иных нормативных правовых актов (пункт 2.1).
Согласно приговору Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 9 марта 2012 г. Хлынцев В.Ю. осужден по части 1 статьи 105 УК РФ, пункту «в» части 2 статьи 158 УК РФ, части 2 статьи 167 УК РФ к лишению свободы на срок 14 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Из справки ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области и справки по личному делу осужденного следует, что осужденный Хлынцев В.Ю. прибыл в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области 3 ноября 2017 г. из ФКУ ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области. Начало срока 22 января 2011 г., конец срок 21 декабря 2024 г.
Согласно справке начальника ОВРО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области 3 ноября 2017 г. Хлынцев В.Ю. содержался: с 3 ноября по 17ноября 2017 г. - в отряде № 3, численность в отряде составляла от 87 человек; с 17 ноября 2017 г. по 10 октября 2018 г. - в отряде № 9, численность в отряде составляла 82 человека; с 10 октября 2018 г. по 1 октября 2022 г. содержался в отряде № 4, численность в отряде составляет от 78 до 82 человек.
Из технического паспорта от 21 ноября 2007 г. здания литера Д, расположенного по адресу: <адрес>, с инвентарным номером № <...>, следует, что указанное помещение находится в оперативном управлении ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области, и является зданием общей площадью 905,3 кв.м.
Отряд № 3 расположен в 4-х этажном здании общежития, инв. №1020001, на втором этаже здания. Общая площадь спальных помещений составляет 201,2 кв.м (спальные помещения 68,8+70,8+61,6). В отряде имеются комната воспитательной работы площадью 42,9 кв.м, кухня площадью 20,4 кв.м, раздевалка площадью 20,2 кв.м, туалет площадью 12,2 кв.м, умывальник площадью 12,4 кв.м, то есть минимальный стандарт личного пространства в отряде № 3 на одного осужденного, в том числе Хлынцева В.Ю., составлял 2,31 кв.м при норме жилой площади в исправительных учреждениях 2 кв.м.
Отряд № 9 расположен в 4-х этажном здании общежития, инв. № 102000,1 на втором этаже здания. Общая площадь спальных помещений согласно техническому и кадастровому плану составляет 204,8 кв.м (спальные помещения 63,8+78,9+62,1). В данном отряде имеются комната воспитательной работы площадью 42,0 кв.м, кухня площадью 16,8 кв.м, раздевалка площадью 12,9 кв.м, туалет площадью 13,3 кв.м, умывальник площадью 8,6 кв.м, то есть минимальный стандарт личного пространства в отряде №9 на одного осужденного, в том числе Хлынцева В.Ю., составлял от 2,49 кв.м при норме жилой площади в исправительных учреждениях 2 кв.м.
Отряд № 4 расположен в 4-х этажном здании общежития, инв. № 1020001, на третьем этаже здания. Общая площадь спальных помещений составляет 201,2 кв.м (спальные помещения 68.8+70,8+61,6). В отряде имеются комната воспитательной работы площадью 42,9 кв.м, кухня площадью 19,9 кв.м, раздевалка площадью 19,8 кв.м, туалет площадью 12,2 кв.м, умывальник площадью 12,4 кв.м, то есть минимальный стандарт личного пространства в отряде № 4 на одного осужденного, в том числе Хлынцева В.Ю., составлял от 2,57 до 2,45 кв.м личного пространства при норме жилой площади в исправительных учреждениях 2 кв.м.
Для соблюдения осужденным чистоты и гигиены жилые помещения ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области имеют санитарно-техническое оборудование, туалетные комнаты, раздевалки, места для хранения продуктов питания и др.
Из справки заместителя начальника учреждения следует, что в помещениях отрядов оборудована стандартная обстановка, предусмотренная для данных видов учреждений, то есть в спальных помещениях отрядов расположены двухъярусные кровати, рядом прикроватные тумбочки для размещения в них разрешенных вещей первой необходимости. Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место. Жилые помещения обеспечиваются столами, табуретками, тумбочками, бачками для питьевой воды и другим инвентарем по установленным нормам. Помещения отрядов отвечали и отвечают в настоящее время правилам санитарии и гигиены, имеют отопление, достаточное естественное и искусственное (электрическое) освещение согласно требованиям свода правил 52.13330, СП 118.13330, СП 54.13330, СП 55.13330, СП 42.13330, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076, СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278, СанПиН 2.1.3.2630, СП 59.13330. Температура в отрядах в холодное время поддерживается не ниже 18 - 20°С. Окна выполнены в деревянном исполнении, решетки на окнах отсутствовали и никогда не устанавливались.
Согласно справке главного инженера ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области отопление общежитий учреждения осуществляет котельная, которая находится на балансе учреждения, температурный режим поддерживается не ниже 20°С, сбоев в работе котельной за период с 2017 года по настоящее время не допущено. Тепло в помещения отрядов подается котельной, состоящей на балансе учреждения, в соответствии с температурным графиком, разработанным в соответствии с рекомендациями по теплоснабжению в исправительных учреждениях. Температура подачи воды зависит от температуры воздуха окружающей среды и времени года. Сбоев в соблюдении графика не допущено.
Освещение в отрядах ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области обеспечивается за счет светодиодных ламп, источник света с цветовой температурой 6000 К, мощностью 36 Вт.
Государственными контрактами № 29 от 10 марта 2021 г., № 48 от 2 апреля 2021 г., № 112 от 21 сентября 2021 г., № 159 от 14 декабря 2021 г.; № 204 от 13ноября 2020 г., № 213 от 7 декабря 2020 г., № 178 от 20 сентября 2017 г., № 207 от 13 ноября 2017 г. подтверждается приобретение ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области электроматериалов (светильники, лампочки, кабели, гофрированные трубы, коробки распределений, щиты распределений, выключатели и прочее) для нужд исправительного учреждения.
Согласно приказам от 13 февраля 2019 г. № 108, от 3 апреля 2018 г. №132, от 13 февраля 2020 г. № 112, от 15 февраля 2021 г. № 84 «Об утверждении распорядка дня и графиков работы в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области» осужденные посещали и посещают банно-прачечный комбинат с централизованным горячим водоснабжением, помывка осужденных осуществляется в соответствии с распорядком работы банно-прачечного комбината.
Из справки заместителя начальника учреждения следует, что график посещения банно-прачечного комплекса распределен поотрядно, не менее 2 раз в неделю с еженедельной сменой нательного и постельного белья. В бане имеется комната-раздевалка, 2 зала, предназначенные для помывки осужденных, каждый зал оборудован по 9 леек, по 18 тазов с подставками на одно помещение. Осужденные каждого отряда приводятся сотрудниками учреждения по очереди по количеству леек в бане, после того, как осужденные помоются, заводится очередная группа из числа спецконтингента отряда.
Стены помывочного отделения и раздевалки облицованы кафельной плиткой светлых тонов, плесень отсутствует. Уборка помывочного отделения с использованием дезинфицирующих средств осуществляется 4 раза в день, еженедельно проводится санитарный день в банно-прачечном комбинате. В банно-прачечном комплексе имеется горячее и холодное водоснабжение.
Из фототаблиц банно-прачечного комплекса в ФКУ ИК-25 усматривается, что в раздевалке банно-прачечного комплекса установлены сидения и вешалки.
Согласно справке заместителя начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области в отряде № 3 установлено 7 унитазов (писуаров), 7 умывальников; в отряде № 9 установлено 8 унитазов (писуаров), 10 умывальников; в отряде № 4 установлено 7 унитазов (писуаров), 7 умывальников, что также усматривается из фототаблицы обеспечения приватности туалетных комнат. Помещение туалета и комната санитарного узла и комнатах для умывания еженедельно проводиться влажная уборка, согласно утвержденного графика уборки, а также проводится санитарная обработка с применением дезинфицирующего средства путем орошения и протирания поверхностей и дверных ручек.
Сушка белья, сданного осужденным в банно-прачечный комплекс в присутствии начальника отряда с отметкой в журнале, производится в зимнее время в специально оборудованном дополнительными радиаторами отопления помещении банно-прачечного комплекса, а в летнее время – на летней площадке данного комплекса.
ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области заключались договоры со специализированными организациями для проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации исправительного учреждения, по которым не реже 1 раза в квартал работниками-дезинфекторами проводились дезинсекция и дератизация помещений учреждения (государственные контракты № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что изложенные в административном исковом заявлении доводы в части ненадлежащего содержания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области являлись предметом судебного разбирательства и вступившим в законную силу решением суда в удовлетворении требований было отказано, в связи с чем данные обстоятельства в силу части 2 статьи 64 КАС РФ не подлежат повторному установлению.
Кроме того, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исходя из представленных в материалы дела доказательств, в том числе и сведений, отраженных в актах реагирования органов прокуратуры, суд пришел к выводу о том, что доводы административного истца о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области в части нарушения минимального стандарта обеспечения жилой площадью, недостаточности освещения и площади прогулочного дворика, наличия в помещениях общежития насекомых и мелких грызунов, отсутствия принудительной вентиляции и плесени на стенах, запрета на получение в посылках сахара, отсутствия надлежащего оборудования санузлов, наличия решеток на окнах и стекол, закрашенных краской, опровергнуты представленными административным ответчиком доказательствами.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований в данной части находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они сделаны с учетом нормативных положений главы 22 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статьи 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, с приведением надлежащей правовой аргументации изложены в принятом судебном акте.
Вместе с тем, суд, проверяя доводы административного иска в части отсутствия горячего водоснабжения в помещении отрядов, где отбывал наказание Хлынцев В.Ю., пришел к выводу об отсутствии нарушения его прав в период его отбывания наказания в данном исправительном учреждении.
Судебная коллегия не может согласиться с данным утверждением со ссылкой на то, что действующим законодательством не предусмотрено постоянное наличие горячей водопроводной воды непосредственно в общежитии отряда.
Так, административным ответчиком не оспаривалось отсутствие подводки горячего водоснабжения в санузлах общежитий ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области. Доказательств альтернативного обеспечения административного истца горячей водой в гигиенических целях и для стирки белья с учетом потребностей в период содержания его в указанном учреждении в материалы дела не представлено.
Между тем, наличие горячего водоснабжение непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях административного ответчика.
Данный вывод основан на пунктах 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. № 1454/пр., согласно которым здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующим нормативным документам. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечение горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Положения СП 308.1325800.2017. Свод правил, предусматривающий оборудование зданий исправительного учреждения горячим водоснабжением, распространяя свое действие на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, не содержит запрета на возможность применения его действия применительно к объектам, введенным в действие и эксплуатацию до его принятия. Иначе это ставило бы в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия данного свода правил.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены ранее действующей Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 2 июня 2003 г. № 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 г. № 217-дсп.
С учетом закрепленных положениями законодательства гарантий осужденных на размещение в помещениях, отвечающих санитарным требованиям, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением является обязательным.
Факт постройки и введение здания исправительного учреждения в эксплуатацию до принятия СП 308.1325800.2017 не препятствует его переоборудованию, реконструкции или капитальному ремонту с целью создания надлежащих условий содержания осужденных. Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.
Доводы о том, что в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области имеется банно-прачечный комбинат не свидетельствуют об обеспечении надлежащих условий содержания административного истца.
Обеспечение административного истца дважды в неделю помывкой в банно-прачечном комбинате в соответствии с пунктом 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16декабря 2016 г. № 295, действующих в период рассматриваемых правоотношений, не свидетельствует о надлежащих условиях содержания административного истца в части обеспечения горячим водоснабжением.
В нарушение статьи 62 КАС РФ административным ответчиком не представлено доказательств обеспечения административного истца горячей водой в гигиенических целях, для стирки белья с учетом потребностей.
Поскольку обеспечение помещений общежитий исправительного учреждения горячим водоснабжением являлось на период рассматриваемых правоотношений и является обязательным в настоящее время, постольку неисполнение ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области требований закона влечет нарушение прав осужденного на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности, в связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы административного истца заслуживают внимания, а выводы суда об обратном основаны на неверном применении норм материального права.
Остальные нарушения условий содержания, на которые указывал административный истец, как правильно установил суд первой инстанции, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Следует отметить, что пребывание гражданина в пенитенциарных учреждениях неизбежно связано с различными лишениями и ограничениями, поэтому не всякие ссылки административного истца на подобные лишения и ограничения свидетельствуют о том, что он подвергся бесчеловечному или унижающему достоинство обращению со стороны государства.
Поскольку нарушения условий содержания административного истца в ФКУ ИК-25УФСИН России по Волгоградской области судебной коллегией на основании исследованных доказательства установлены, судебная коллегия полагает, что требования административного истца Хлынцева В.Ю. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежат частичному удовлетворению.
При определении размера требуемой компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении судебная коллегия учитывает конкретные обстоятельства административного дела, а также характер нарушенных прав административного истца, длительность его содержания в исправительном учреждении в ненадлежащих условиях, данные о его личности, с учетом разумности и справедливости.
Заявленную административным истцом к взысканию сумму компенсации500000рублей суд находит необоснованной, не отвечающей последствиям допущенных нарушений.
Поэтому, исходя из анализа приведенных выше норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, компенсаторного механизма присуждения компенсации за нарушение условий содержания, учитывая в совокупности характер выявленных нарушений условий содержания Хлынцева В.Ю. в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области, установленных судебной коллегией, их длительность и периодичность, отсутствие доказательств наступления для административного истца стойких негативных последствий, принимая во внимание возраст административного истца, судебная коллегия считает, что компенсация в размере 20000 рублей отвечает требованиям разумности и справедливости, а также соразмерности выявленным судебной коллегией нарушениям условий содержания Хлынцева В.Ю. в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области в период с 3 ноября 2017 г. по 1 октября 2022 г., оснований для взыскания компенсации в размере, требуемом административным истцом, судебная коллегия, исходя из обстоятельств дела, и вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, не усматривает.
Взыскание компенсации за ненадлежащие условия содержания должно быть произведено с Российской Федерации в лице ФСИН России, как с главного распорядителя денежных средств.
Довод апелляционной жалобы административного истца о том, что судом первой инстанции не были исследованы в качестве доказательства при рассмотрении дела в районном суде размещенные в интернете видеозаписи, подтверждающие доводы искового заявления, не свидетельствует о процессуальных нарушениях, допущенных судом, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и о незаконности оспариваемого судебного акта.
Административное исковое заявление содержит ссылку, перейдя по которой на сайте «youtube», возможно ознакомиться с условиями содержания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области. Вместе с тем носитель с обозначенными в административном исковом заявлении видеозаписями, размещенными в «youtube», к материалам дела в качестве доказательства не приобщался. При этом следует отметить, что административным истцом не были указаны сведения о том, когда, кем и в каких условиях осуществлялись названные видеозаписи.
Поэтому, вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для исследования видеозаписей, размещенных в «youtube» по указанной в административном исковом заявлении ссылке.
В силу изложенного, в остальной части решение суда отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 14августа 2023 г. отменить в части отказа в удовлетворении административного иска Хлынцева В. Ю. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области о взыскании компенсации за нарушение условий содержания, принять в этой части новое решение.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Хлынцева В. Ю. компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области 20000 рублей.
В удовлетворении требований Хлынцева В. Ю. к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации за нарушение условий содержания свыше 20000 рублей отказать.
В остальной части решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 14августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Хлынцева В. Ю. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы в порядке, установленном главой 35 КАС РФ, через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
