ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 34RS0007-01-2023-003076-44 |
Дата поступления | 26.01.2024 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействий) должн. лиц администрации следственных изоляторов и исправительных учреждений: → Жалобы лиц, осужденных к лишению свободы, связанные с ненадлежащими условиями содержания |
Судья | Тертышная Вероника Валерьевна |
Дата рассмотрения | 22.02.2024 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Номер здания, название обособленного подразделения | Волгоградский областной суд здание 1 |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Тракторозаводский районный суд г. Волгограда |
Номер дела в первой инстанции | 2а-2437/2023 ~ М-2371/2023 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Левочкина Ольга Николаевна |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 29.01.2024 | 14:08 | 29.01.2024 | ||||||
Судебное заседание | 22.02.2024 | 09:30 | Зал №7 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 30.01.2024 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 28.02.2024 | 14:59 | 28.02.2024 | ||||||
Передано в экспедицию | 28.02.2024 | 15:00 | 28.02.2024 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Волгоградская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Игошева Юлия Валентиновна | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Махова Наталья Александровна | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Полянина Екатерина Анатольевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Уланов Евгений Иванович ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | УФСИН России по Волгоградской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ МСЧ-34 ФСИН России | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФСИН России | 7706562710 | 770601001 | 1047797031479 |
УИД 34RS0007-01-2023-003076-44 Административное дело № 2а-2437/2023
Судья Левочкина О.Н. Дело № 33а-2120/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 22 февраля 2024 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Рогозиной В.А.
при ведении протокола помощником судьи Кузьминой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УЕИ к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области, ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России о признании условий содержания ненадлежащими, признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях
по апелляционным жалобам представителей административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области Игошевой Ю.В., ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области Маховой Н.А., ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России по Волгоградской области Поляниной Е.А.
на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 30ноября 2023 г., которым постановлено:
административное исковое заявление УЕИ удовлетворить частично.
Признать условия содержания УЕИ в транзитно-пересылочном пункте ФКУ ИК-9 УФСИН по Волгоградской области в период времени с 25 июля по 4 августа 2023 г. ненадлежащими.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу УЕИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 15000 (пятнадцать тысяч) руб.
В остальной части административного искового заявления УЕИ к ответчикам ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области, ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
УЕИ обратился в суд с административном иском о признании действий (бездействия) по необеспечению надлежащих условий содержания его в период нахождения в ТПП с 25 июля по 4 августа 2023 г. незаконными; взыскании компенсацию за нарушение условий содержания в размере 100 000 руб. В обоснование заявленных требований указано, что 25 июля 2023 г. он прибыл в транзитно-пересылочный пункт при ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области (далее - ТПП), сначала его поместили в сборную камеру, а затем в камеру №15. В сборной камере был сломан санузел, отсутствовала горячая и холодная вода. Условия содержания в камере №15 были следующие: в камере присутствовали насекомые – мокрицы, тараканы, пауки и мыши; в камере отсутствовал свет (ламп не было), розетка была вытащена из ниши; отсутствовала горячая вода, холодная вода подавалась с плохим напором и практически только в ночное время; унитаз был сломан; отсутствовала приточная вентиляция; отсутствовала радиоточка; отсутствовали датчики оповещения о пожаре; не выдавались дезсредства для уборки санузла. Указал, что по прибытию в ТПП ему не были выданы постельные принадлежности: матрац, одеяло, подушка, простыни и наволочка; не был обеспечен индивидуальными средствами гигиены: мылом, зубной щеткой, зубной пастой, туалетной бумагой, одноразовыми бритвами. Также указал, что ему не выдавалось диетическое питание в связи с его заболеванием, посещение душевой было только 1 раз, смена нательного белья не производилась. Кроме того, ему не выдавались для чтения книги и журналы, не было предоставлено право на телефонные переговоры, а также не предоставлялось право на посещение магазинов для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости. Также рядом со зданием ТПП располагалось здание, в котором производится чистка лука, откуда были неприятные запахи. А также недалеко находилась мусорная свалка, на которой сжигались отходы, а в камеру поступал едкий дым. Кроме того, в камере находились курящие, а он не курит, в связи с чем он вынужден был стать пассивным курильщиком. Считает, что в ТПП были нарушены условия его содержания.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области Игошева Ю.В. выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование, оспаривая законность и обоснованность решения, указывает на то, что в период нахождения в ТПП ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области административный истец в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений был обеспечен постельными принадлежностями (простыни, наволочка, полотенца) и мягкий инвентарь (матрац, подушка, одеяло), также получил средства личной гигиены, за все выше перечисленное административный истец должен был расписаться в камерной карточке, но отказался расписываться в камерной карточке, о чем был составлен соответствующий акт. Считает, что доводы административного истца не находят своего подтверждения того, что в камерах не проводилась дезинсекция и дератизация, поскольку ответчиком заключены государственные контракты на данный вид услуг. Кроме того, истец стоял на лечебно-дополнительном питании согласно справке филиала «Медицинская часть № 2 ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России». При приготовлении пищи закладка ингредиентов в котел производится в соответствии с утвержденными технологическими картами блюд и контролируется сотрудником и заведующим столовой. Контроль качества готовой пищи обеспечивается непосредственным снятием пробы готовых блюд медицинским работником, о чем делаются записи в журнале контроля качества. Разрешение на выдачу пищи спецконтингенту дает сотрудник только после заключения медицинского работника. Подробно приводя порядок раздачи готовой пищи, ее приготовления и контроля качества, указывает на отсутствие нарушений со стороны учреждения в данной части. Указывает на то, что систему противопожарного состояния и наличие датчиков на момент нахождения УЕИ в ТПП в камере № 15 определить не представляется возможным, поскольку в ТПП ФКУ ИК-9 УФСИН России идет ремонт. Отмечает, что банно-прачечный комбинат функционирует в соответствии с Инструкцией Минюста РФ №18/29-395. Банно-прачечный комбинат в учреждении с централизованным горячим водоснабжением, помывка осужденных осуществляется в соответствии с распорядком работы банно-прачечного комбината, утвержденного приказом начальника учреждения. Постельное белье осужденных сдается в банно-прачечный комплекс ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области и стирается 1 раз в неделю в день осуществления посещения осужденных бани. Грязное постельное белье также сдается в банно-прачечный комплекс в присутствии сотрудника, с отметкой в журнале о количестве сданного белья, где им же получается чистое выстиранное, высушенное и отглаженное постельное белье. Сушка постельного белья происходит в зимнее время в специально оборудованном дополнительными радиаторами отопления помещении банно-прачечного комплекса, в летнее время на летней площадке банно-прачечного комплекса учреждения. Банно-прачечный комбинат отапливается централизованно - газовой котельной. В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ № 295 помывка осужденных происходит 2 раза в неделю. Таким образом, постоянное наличие горячей водопроводной воды непосредственно в камерах действующим законодательством не предусмотрено. Право административного истца на обеспечение горячей водой в гигиенических целях и для стирки белья в установленное время с учетом потребностей административным ответчиком в полной мере соблюдалось. Обращает внимание на то, что вопреки доводам истца, в приказе Министерства строительства и ЖКХ РФ №1454/пр отсутствует обязанность учреждений провести горячую воду в камеры для осужденных, а указывается лишь на то, что горячая вода должна быть в медико-санитарных частях. Кроме того, данное учреждение образовалось в 1962 году и в это время не распространялось и не распространяется действие указанного приказа, мероприятия по проведению горячей воды в камеры осужденных могут быть осуществлены только во время строения здания, а не при его ремонте. Отмечает, что система приточно-вытяжной вентиляции в камерах, а также камере №15 смонтирована в соответствии со СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование». При этом доводы административного истца о том, что мусорная свалка расположена рядом со зданием ТПП также не находят своего подтверждения, поскольку в учреждении ежегодно заключались и заключаются государственные контракты на вывоз ТБО. В свою очередь библиотечный фонд (книги, журналы) предлагались административному истцу предлагались для выдачи и чтения в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ № 295, однако он не захотел принимать книги, о чем составлен соответствующий акт, к тому же от него каких-либо заявлений на получение библиотечного фонда не поступало. Кроме того, камера №15 оборудована искусственным и естественным освещением согласно требованиям свода Правил 52.13330, СП 118.13330, СП 54.13330, СП 55.13330, СП 42.13330, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076, СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278, СанПиН 2.1.3.2630, СП 59.13330, а также в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ № 295 оборудована радиоточкой. Отмечает, что действующее законодательство, в том числе Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», не содержит запрета на содержание в одном помещении курящих и некурящих осужденных. В свою очередь курение осужденных в камере не является следствием противоправных действий или бездействия сотрудников колонии, место для курения отведено в камере №15, также обращает внимание на тот факт, что административный истец мог написать заявление о переводе его в другую камеру, однако такого заявления не поступало. Указывает на то, что за весь период нахождения УЕИ в ТПП в адрес администрации учреждения жалоб на неудовлетворительные условия содержания не поступало. Считает, что административным истцом не представлено никаких доказательств невыносимого, бесчеловечного, направленного на причинение сильных физических и нравственных страданий со стороны администрации учреждения с целью умышленного намеренного причинения вреда его прав и здоровью. Доводы административного истца основаны только на его пояснениях, изложенных в административном исковом заявлении, также административном истцом не представлено никаких расчетов, из чего сложилась сумма якобы причиненного морального вреда. Кроме того, вопреки положениям статьи 56 ГПК РФ, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт причинения истцу нравственных страданий.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области Махова Н.А. выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование, оспаривая законность и обоснованность решения, приводя доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы представителя административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области Игошевой Ю.В., указывает на то, суд первой инстанции не принял во внимание пояснения ответчика о порядке постановки на дополнительное питание, а также показания свидетеля - фельдшера МСЧ-34,согласно которым истец получил дополнительное питание 25 июля 2023 г. Так, суд не учел, что истец прибыл в ТПП ИК-9 в вечерние часы, за пределами рабочего времени, в связи с чем рапорт на постановку на дополнительное питание был составлен 26 июля 2023 г. в рабочее время. Отмечает, что данное обстоятельство не означает, что административный истец не получил дополнительное питание в следующий прием пищи по прибытию, поскольку данное питание в учреждении имеется всегда в резерве и при поступлении осужденного, нуждающегося в нем, пища приготавливается из резерва, который пополняется за счет заключения государственных контрактов на поставку продуктов питания с поставщиками.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России по Волгоградской области Полянина Е.А. выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование, оспаривая законность и обоснованность решения, указывает на то, что и соответствии с пунктом 132 Порядка № 696 на каждого осужденного, подозреваемого и обвиняемого или группу осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отправляемых из одного учреждения УИС в другое, выписывается аттестат на продовольствие. Аттестат на продовольствие вручается начальнику караула под роспись на копии аттестата, которая остается в учреждении УИС и приобщается к копии попутного списка. Корешок аттестата на продовольствие сдается на хранение в бухгалтерию учреждения УИС. В случаях отсутствия аттестата на продовольствие, по прибытии осужденного, подозреваемого, обвиняемого в учреждение он зачисляется на продовольственное обеспечение приказом, издаваемым в учреждении на основании рапорта дежурного помощника начальника учреждения. В рапорте указываются причины отсутствия аттестата на продовольствие и сведения, по какое число осужденный, подозреваемый, обвиняемый обеспечен продовольствием. Одновременно запрашивается дубликат аттестата на продовольствие из учреждения, выдавшего аттестат на продовольствие, который направляется из учреждения не позднее суток после получения запроса. Осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются питанием с момента их прибытия в учреждения УИС. Снятие с довольствия указанных лиц осуществляется по факту освобождения их из учреждений. В соответствии с пунктом 151 Приказа ФСИН России № 696 при назначении учитывается, что все больные данным заболеванием (вне зависимости от стадии заболевания, проведения лечения или его отсутствия) получают пожизненно питание согласно примечанию к утвержденной Министерством юстиции РФ повышенной норме питания для больных. Таким образом, основанием для обеспечения соответствующей нормой питания в исправительном учреждении является аттестат на продовольствие, а не медицинское заключение, в связи с чем вывод суда о том, что истец не был обеспечен дополнительным питанием, поскольку рапорт на постановку его на дополнительное питание был подан 26 июля 2023 г., основан на неправильном толковании норм права.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы административный истец УЕИ и представитель прокуратуры Волгоградской области Кузнецов В.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционных жалоб и письменных возражений, выслушав представителей административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области Махову Н.А. и ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России по Волгоградской области Русскову М.С., поддержавших доводы апелляционных жалоб, мнение административного истца УЕИ, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно статье 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 227.1 названного Кодекса лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт «б» пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 47) разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ).
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») (пункт 2).
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 3).
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В соответствии с абзацем 1 статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
Статья 99 УИК РФ предусматривает, что норма жилой площади в расчете на каждого осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 205 от 11 апреля 2005г. «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, в ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ и пограничных органов ФСБ, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах министерства внутренних дел РФ на мирное время» установлены нормы обеспечения индивидуальными средствами гигиены из расчета содержания 30 дней.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
В соответствии с частью 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений утвержденных Приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. № 110 подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются в СИЗО для индивидуального пользования спальным местом; постельными принадлежностями (простыни, наволочка, полотенца) и мягким инвентарем (матрац, подушка, одеяло) в соответствии с нормами вещевого довольствия; столовой посудой (тарелки глубокая и мелкая, кружка) столовыми приборами (ложка столовая) согласно установленным нормам обеспечения; книгами и журналами из библиотеки СИЗО (пункт 25).
По нормам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» следующими индивидуальными средствами гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва для индивидуального использования (для мужчин) (пункт 26).
Для общего пользования в камеры в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага;) издания периодической печати из библиотеки СИЗО; пластиковые и картонные настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды; предметы для уборки камеры; швейные иглы, нитки, ножницы, ножи для резки продуктов питания, механическая точилка для карандашей размером не более 3 x 3 см (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации СИЗО) (пункт 27).
При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых время с учетом их потребности (пункт 31).
Не реже одного раза в неделю для подозреваемых и обвиняемых организуется помывка в душе продолжительностью не менее 15 минут. Подозреваемым и обвиняемым женщинам и несовершеннолетним предоставляется возможность помывки не реже двух раз в неделю с продолжительностью каждой помывки не менее 15 минут (пункт 32).
Согласно статье 22 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 99 УИК РФ больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.
Питание осужденных в исправительном учреждении осуществляется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в. изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», а также Приказом Минюста России от 17сентября 2018 г. № 189 «Об установлении повышенных норм питания рационов питания и норм замены одних продуктов питания: другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».
Повышенная норма питания установлена определенным категориям осужденных, в том числе больным, находящимся на амбулаторном лечении по поводу язвенной болезни, злокачественных новообразований, дистрофии, авитаминоза, анемии, сахарного диабета, больным ВИЧ-инфекцией вне зависимости от места содержания. К данной норме выдается дополнительное питание осужденным, указанным в Приложения № 5.
Приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 г. № 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок № 696).
Назначение на лечебное питание производится по заключению медицинского подразделения и приказа, издаваемого в учреждении УИС, на период нахождения больного на лечении; при назначении питания ВИЧ- инфицированным учитывается, что все больные данным заболеванием (вне зависимости от стадий заболевания, проведения лечения или его отсутствия) получают пожизненно питание согласно примечанию к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации повышенной норме питания для больных (пункты 144, 151).
Как следует из пункта 130 Порядка при конвоировании из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое, с пребыванием в пути более шести часов, осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам, а при задержке караула в пути - учреждением уголовно-исполнительной системы, расположенным на маршруте конвоирования.
Согласно пункту 138 Порядка на каждого осужденного, подозреваемого и обвиняемого или группу осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отправляемых из одного учреждения УИС в другое, выписывается аттестат на продовольствие (приложение № 11 к Порядку). Аттестат на продовольствие вручается начальнику караула под роспись на копии аттестата, которая остается в учреждении УИС и приобщается к копии попутного списка. Корешок аттестата на продовольствие сдается на хранение в бухгалтерию учреждения УИС.
В соответствии со статьей 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно части 7 статьи 76 УИК РФ для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, при исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзитно-пересыльные пункты. Осужденные содержатся в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи, и с соблюдением требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Предельный срок содержания осужденных в транзитно-пересыльных пунктах составляет не более 20 суток. Порядок создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Из материалов дела следует, что 25июля 2023 г. УЕИ прибыл в Транзитно-пересылочный пункт (ТПП) при ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, в котором находился по 4августа 2023 г. По прибытии он был определен в камеру № 15.
Но прибытию УЕИ был осмотрен дежурным медицинским работником филиала «Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России.
В связи с наличием заболевания УЕИ назначено лечебное дополнительное питание по медицинским показаниям (рапорт медицинского работника от 26 июля 2023 г.).
Отсутствие в камере горячей воды не оспаривалось административными ответчиками.
На момент рассмотрения дела в камере № 15 происходит ремонт в связи с произошедшим в ней затоплением, что подтверждается видеоматериалом, в связи с чем не представляется возможным установить наличие либо отсутствие указанных истцом фактов нарушения его прав в период его нахождения в камере № 15 ТПП, выразившихся в наличии насекомых и мышей; поломанной розетки (вытащена из ниши); сломанного унитаза; плохого напора холодной воды и подачи ее в ночное время; отсутствии света (нет лампочек); отсутствии приточной вентиляции; отсутствии радиоточки; отсутствии датчиков оповещения о пожаре.
Согласно акту от 25 июля 2023 г. УЕИ отказался поставить роспись в получении постельных принадлежностей (т. 1 л.д. 78), также отказался от возможности воспользоваться библиотечным фондом, что подтверждается актом от 26 июля 2023 г. (т. 1 л.д. 66).
Кроме того, в силу требований Постановления Правительства РФ № 205 от 11апреля 2005 г. «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, в ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ и пограничных органов ФСБ, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах министерства внутренних дел РФ на мирное время», устанавливающих нормы обеспечения индивидуальными средствами гигиены из расчета содержания 30 дней, у административного ответчика отсутствовала обязанность обеспечения УЕИ индивидуальными средствами гигиены.
Проведение в камерах дезинсекции и дератизации подтверждается заключенными государственными контрактами (т. 1 л.д. 80-105).
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия нарушений прав УЕИ на соблюдение надлежащих условий содержания в ТПП ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, выразившихся в отсутствии в камерах горячей воды, а также дополнительного питания на ужин 25 июля 2023 г. в день прибытия. Указанные обстоятельства послужили основанием для взыскания в пользу осужденного УЕИ компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 15000 рублей. Иных нарушений требований действующего законодательства, свидетельствующих о нарушении исправительным учреждением условий содержания административного истца в период отбывания им наказания, судом не установлено. При этом судом отмечено, что в период нахождения в ТПП ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области УЕИ не обращался к администрации с жалобами на нарушения его прав, а в суд обратился по прошествии длительного времени.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они сделаны с учетом нормативных положений главы 22 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статьи 62, 226 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости частного удовлетворения административных исковых требований, с приведением надлежащей правовой аргументации изложены в принятом судебном акте.
Проверяя обоснованность размера присужденной компенсации, суд с учетом фактических обстоятельств дела, степени нравственных и физических страданий административного истца, данных его личности, периода содержания в ненадлежащих условиях отбывания наказания, а также требований разумности и справедливости верно установил компенсацию, подлежащую взысканию, в размере 15 000 рублей.
Указанный размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является справедливой и адекватной суммой компенсации, подлежащей возмещению, взаимосвязанной с нашедшими свое подтверждение нарушениями условий содержания.
Доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах по делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 30ноября 2023г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области Игошевой Ю.В., ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области Маховой Н.А., ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России по Волгоградской области Поляниной Е.А. – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы в порядке, установленном главой 35 КАС РФ, через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
