ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 34RS0004-01-2023-000169-97 |
Дата поступления | 04.05.2023 |
Категория дела | Дела, связанные с социальными спорами → Другие социальные споры → Иные споры, связанные с предоставлением государственной социальной помощи (скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарствами, льготы и другие) |
Судья | Кудрявцева Алла Георгиевна |
Дата рассмотрения | 01.06.2023 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Номер здания, название обособленного подразделения | Волгоградский областной суд здание 1 |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Красноармейский районный суд г. Волгограда |
Номер дела в первой инстанции | 2-703/2023 ~ М-123/2023 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Ковалев Андрей Павлович |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 05.05.2023 | 12:31 | 05.05.2023 | ||||||
Судебное заседание | 01.06.2023 | 10:50 | Зал №5 (ГК) | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 10.05.2023 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 22.06.2023 | 09:54 | 23.06.2023 | ||||||
Передано в экспедицию | 27.06.2023 | 14:24 | 27.06.2023 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Большакова Людмила Геннадьевна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ГКУ Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда | 3448051412 | 1103461004932 | ||||||
ПРОКУРОР | Помощник прокурора Грошева Валерия Романовна | ||||||||
ИСТЕЦ | Прокурор Красноармейского района города Волгограда | 3444048120 | 1033400323560 | ||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Шленсков Владимир Геннадиевич |
Судья Ковалев А.П. дело № 33-6015/2023
УИД № 34RS0004-01-2023-000169-97
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 июня 2023 года город Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.,
судей Кудрявцевой А.Г., Марчукова А.В.
при секретаре Зубаревой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-703/2023 по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда, действующего в интересах Большаковой Л. Г. к ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда о возложении обязанности по назначению мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда
на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 13 марта 2023 года, которым постановлено:
«Исковое заявление прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах Большаковой Л. Г. к ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда о понуждении к назначению мер социальной поддержки, удовлетворить.
Обязать ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда (ИНН <.......>) назначить Большаковой Л. Г., паспорт <.......>, ежемесячную денежную выплату на компенсацию оплаты части расходов за жилищно – коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГг. (включая месяц обращения с заявлением)».
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., выслушав прокурора Скуратову И.А., возражавшую по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда в интересах Большаковой Л.Г. обратился в суд с иском к ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда о понуждении к назначению мер социальной поддержки.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГг. Большакова Л.Г., являющаяся ветераном труда, обратилась в ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда с заявлением на предоставление меры социальной поддержки по назначению ежемесячной денежной выплаты на компенсацию оплаты части расходов за жилищно – коммунальные услуги.
ДД.ММ.ГГГГг. ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда было вынесено решение № <...> об отказе в назначении Большаковой Л.Г. ежемесячной денежной выплаты на компенсацию оплаты части расходов за жилищно – коммунальные услуги, в связи с поступлением информации о наличии у Большаковой Л.Г. непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая подтверждена судебным приказом <.......>
Так, согласно сведениям государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Большаковой Л.Г. имелась непогашенная задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образована не более чем за три года, подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом.
Вместе с тем, определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГг. судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГг. о взыскании с Большаковой Л.Г. задолженности был отменен.
По аналогичному заявлению Большаковой Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ № <...> о назначении Большаковой Л.Г. ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов за жилищно-коммунальные услуги в размере <.......>
Поскольку на момент рассмотрения первоначального обращения в ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда у Большаковой Л.Г. определялось право на получение вышеуказанной субсидии, прокурор просил обязать ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда назначить Большаковой Л.Г. ежемесячную денежную выплату на компенсацию оплаты части расходов за жилищно – коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГг. (включая месяц обращения с заявлением).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив указанные доводы, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» урегулированы правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
Так, в силу статьи 1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ одной из категорий ветеранов, на которую распространяются действия названного Закона, являются «ветераны труда».
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно ст. 9 указанного Закона, реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 22 Федерального закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Волгоградской области предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая ветеранов труда, осуществляется в соответствии с Законом Волгоградской области от 10 июля 2008 г. №1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан».
Согласно части 1 статьи 1 названного закона меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, предоставляются в форме ежегодных и ежемесячных денежных выплат на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размерах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Предоставление мер социальной поддержки осуществляется в порядке, установленном Администрацией Волгоградской области. Меры социальной поддержки на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (статья 3 Закона Волгоградской области от 10 июля 2008 г. № 1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан»).
Постановлением Администрации Волгоградской области от 24 августа 2016 г. № 478-п утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок).
К числу граждан, на которых распространяется данный порядок, как следует из содержания его пункта 1.2, относятся ветераны труда.
Меры социальной поддержки предоставляются центрами социальной защиты населения в форме ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (абзацы первый, второй пункта 1.3 Порядка).
Меры социальной поддержки назначаются гражданину на одно жилое помещение, являющееся его местом жительства (пребывания) (пункт 1.4 Порядка).
Меры социальной поддержки назначаются гражданину при отсутствии у него задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашений по ее погашению (пункт 1.5 Порядка).
Меры социальной поддержки назначаются с месяца подачи заявления и документов, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Порядка (пункт 2.6).
В целях выявления обстоятельств, влияющих на право получения ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, комитет социальной защиты населения Волгоградской области обеспечивает информационное взаимодействие центров социальной защиты населения с организациями, предоставляющими гражданам жилищно-коммунальные услуги, в том числе путем заключения соответствующих соглашений (пункт 3.2 Порядка).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Большакова Л. Г.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном труда, что подтверждается удостоверением <.......> выданным ДД.ММ.ГГГГг.
<.......> Большакова Л.Г. обратилась в ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по льготной категории, в соответствии со ст. 27 Закона Волгоградской области от 31 декабря 2015г. № 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области».
По заявлению Большаковой Л.Г. было вынесено решение от <.......> о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) с <.......> в размере <.......>
В то же время, решением ГКУ «Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда» № <...> от ДД.ММ.ГГГГг. Большаковой Л.Г. отказано в ежемесячной денежной выплате на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с несоответствием заявителя требованиям п. <.......> Порядка (Постановление <.......>).
В соответствии с п. <.......> Порядка центром социальной защиты населения осуществлен запрос сведений, в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (далее - <.......> подтверждающих отсутствие (наличие) у Большаковой Л.Г., зарегистрированной по адресу: <.......> непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом.
По указанному запросу получен ответ о наличии непогашенной задолженности на основании судебного приказа <.......>
Вместе с тем, определением мирового судьи судебного участка № <...> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности с Большаковой Л.Г. был отменен.
<.......> Большакова Л.Г. обратилась повторно с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по льготной категории «Ветеран труда», и в соответствии со ст. 27 Социального кодекса, в соответствии с Порядком, по заявлению было вынесено решение от <.......> № <...> о назначении ежемесячной денежной выплаты на компенсацию оплаты части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <.......> в размере <.......>
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении в <.......> с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по льготной категории «Ветеран труда», подтверждено право Большаковой Л.Г. на получение мер приведенной выше социальной поддержки, при этом, не внесение в информационный ресурс <.......> сведений об отмене судебного приказа мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГг., не является основанием для признания обоснованным отсутствия права истца на получение мер социальной поддержки.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе, ветеранов труда, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае ветеранов труда, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
Как разъяснено в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел.
Учитывая, что на момент обращения Большаковой Л.Г. с заявлением ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей мер социальной поддержки задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг у нее отсутствовала, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности назначить Большаковой Л.Г. ежемесячную денежную выплату на компенсацию оплаты части расходов за жилищно – коммунальные услуги.
Выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам по делу, подтверждающимся имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными судом в достаточной степени, и согласуются с вышеприведенными нормами материального права.
Нормы материального права применены и истолкованы судом верно и приведены в решении суда. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судом не допущено. Поэтому доводы апелляционной жалобы нельзя признать обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективному толкованию норм материального права, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмены решения суда.
Каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности судебного решения, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Красноармейского районного суда г.Волгограда от 13 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
