ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 34RS0038-01-2022-001026-73 |
Дата поступления | 03.05.2023 |
Категория дела | Споры, связанные с земельными отношениями → Споры о праве собственности на землю → Иные споры о праве собственности на землю |
Судья | Данилов Александр Андреевич |
Дата рассмотрения | 22.06.2023 |
Результат рассмотрения | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права |
Номер здания, название обособленного подразделения | Волгоградский областной суд здание 1 |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Среднеахтубинский районный суд |
Номер дела в первой инстанции | 2-721/2022 ~ М-603/2022 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Чурюмов А.М |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 04.05.2023 | 13:05 | 04.05.2023 | ||||||
Судебное заседание | 01.06.2023 | 09:10 | Зал №8 (ГК) | Отложено | в связи с предоставлением дополнительных ходатайств | 05.05.2023 | |||
Судебное заседание | 22.06.2023 | 09:20 | Зал №8 (ГК) | Вынесено решение | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения | 01.06.2023 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 23.06.2023 | 15:10 | 23.06.2023 | ||||||
Передано в экспедицию | 27.06.2023 | 10:21 | 27.06.2023 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация Кировского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Андреев Александр Валерьевич | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Андриасьян Сергей Рубенович | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Бородавка Евгения Евгеньевна | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Каракулина Анна Алексеевна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Накцев Максим Леонидович | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области | ||||||||
ИСТЕЦ | Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) | 7705598840 | 1047796366298 |
Судья: Чурюмов А.М. дело № 33-5960/2023
УИД 34RS0038-01-2022-001026-73
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 22 июня 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Данилова А.А.,
судей Лымарева В.И., Петровой Т.П.,
при секретаре судебного заседания Заболотней Н.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-721/2022 по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Андрееву А. В. о признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка,
по апелляционной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства в лице представителя по доверенности Ломатченко М. С.
по апелляционной жалобе комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в лице представителя по доверенности Каракулиной А. А.
на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 31 октября 2022 г., которым Федеральному агентству лесного хозяйства в удовлетворении иска к Андрееву А. В. о признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка, отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Данилова А.А.,
установила:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к Андрееву А.В. о признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка. В обоснование заявленных требований истец указал, что 28 января 2022 г. комиссией в составе должностных лиц Среднеахтубинского лесничества произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером № <...>, который отражен в акте №4 натурного обследования фактического использования земельного участка. В соответствии с указанным актом комиссией установлено, части выделов 35, 36, 62-64 квартала 7 Сахарного участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества, относящиеся к категории защитных лесов – леса, расположенные в лесопарковых зонах, включены в границы земельного участка с кадастровым номером № <...> ФГБУ «Рослесинфорг» составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому земельный участок с кадастровым номером № <...>, площадью 88800 кв.м, принадлежащий ответчику, частично сформирован из состава земель лесного фонда, части выделов № <...> квартала 7 Сахарного участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества, площадь пересечения 36 850 кв.м. Российская Федерация является собственником земельного участка лесного фонда с кадастровым номером № <...>, в состав которого входит Среднеахтубинское лесничество. Полагает, что на момент регистрации право собственности за Андреевым А.В. в ЕГРН уже имелась запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером № <...>, который имеет пересечение с земельным участком с кадастровым номером № <...>, таким образом, принадлежащий ответчику земельный участок перед постановкой на кадастровый учет был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда, однако, наличие записи о правах ответчика в ЕГРН нарушает права истца на государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок. Ссылаясь на изложенное, истец просил признать отсутствующим право собственности Андреева А.В. на часть земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью 88 800 +/- 2607 кв.м в пределах координат поворотных точек границы пересекаемой части:
№ точки |
х |
у |
№ точки |
х |
у |
Контур 1 | |||||
1 |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
|||
№ <...> | |||||
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
|||
№ <...> | |||||
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
и исключить из ЕГРН сведения о части земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью № <...> кв.м в пределах поворотных точек границы пересекаемой части:
№ точки |
х |
у |
№ точки |
х |
у |
Контур 1 | |||||
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
|||
№ <...> | |||||
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
|||
№ <...> | |||||
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Федеральным агентством лесного хозяйства в лице представителя по доверенности Ломатченко М.С. поставлен вопрос об отмене решения суда, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований ввиду неправильного применения судом норм материального права. В жалобе приведены доводы, о том, что ответчик владеет и пользуется частью земельного участка, принадлежащего Российской Федерации и относящегося к лесному фонду, однако как действовавшим, так и действующим законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
В апелляционной жалобе комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в лице представителя по доверенности Каракулиной А.А. поставлен вопрос об отмене решения суда, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права. В жалобе приведены доводы о том, что истцом, в подтверждение заявленных обстоятельств, представлено по делу экспертное заключение, согласно которому имеется пересечение земельного участка ответчика с землями лесного фонда, однако судом оценка данному заключению не дана, а ответчиком доказательств опровергающих выводы заключения представлено не было. Кроме того, заявленные исковые требования не могут быть разрешены путем устранения реестровой ошибки.
В письменных возражениях А. А.В. в лице представителя по доверенности Накцева М.Л. выражает несогласие с доводами апелляционных жалоб и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, поскольку границы земель лесного фонда, с которым пересекается его земельный участок, установлены только в 2017 г., а право пользование землями лесного фонда, частями указанных в иске выделов, возникло только в 2005 г., таким образом, исходный земельный участок ранее находился в собственности АОЗТ «Лебяжья Поляна» и граждан, право которых возникло до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принадлежащий ему земельный участок сформирован в установленном законом порядке, в том числе путем согласования с лесхозом.
Истец, ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Волгоградского областного суда, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях, выслушав представителя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области - Каракулину А.А., поддержавшую доводы жалоб, возражения представителя ответчика – Накцева М.Л., относительно доводов жалоб, обсудив доводы жалоб и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующему.
В силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права. Согласно статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение названным требованиям не соответствует.
Согласно статье 8 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе» при проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производится советами народных депутатов за плату и бесплатно. Для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома земельные участки передаются в собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.
Роскомземом 20 мая 1992 г. утвержден Порядок выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю. Согласно пункту 2 Порядка утвержденная форма Свидетельства о праве собственности на землю в соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации может быть временно (до момента выдачи государственного акта) использована для удостоверения права граждан на пожизненное наследуемое владение и права предприятий, учреждений, организаций на бессрочное (постоянное) пользование землей. В этом случае в заголовке Свидетельства вместо слов "собственности на землю" впечатывается (вписывается) вид предоставления земли в соответствии с решением соответствующего исполнительного органа Совета народных депутатов. В левой колонке таблицы Свидетельства также впечатывается (вписывается) вид предоставления земли: собственность, в том числе бесплатно, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование.
Свидетельства выдаются гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых исполнительными органами Советов народных депутатов решений о предоставлении земельных участков либо о перерегистрации права на ранее предоставленный земельный участок (пункт 3 Порядка). На вновь предоставляемые земельные участки одновременно с оформлением Свидетельства в обязательном порядке изготавливается чертеж границ или план (выкопировка с плана) землепользования с указанием на нем границ предоставляемых земель. Границы предоставляемого земельного участка в натуре (на местности) собственнику земли, землевладельцу, землепользователю указываются одновременно с выдачей Свидетельства (пункт 4 Порядка).
Согласно абзацу 5 пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие Указа, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным данным пунктом.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Чугуновой М.И. на основании указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» и постановления администрации <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена в общую долевую собственность земельная доля по адресу: АОЗТ «Лебяжья Поляна», общей площадью 4,44 га., кадастровый номер 7 земли сельскохозяйственного назначения, производство сельскохозяйственной продукции, что подтверждается копией свидетельства на право собственности на землю (т. 1 л.д. 129-130). Карсаковой Т.Г. на праве общей долевой собственности, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежала доля земельного участка, общей площадью 4,44 га., категория земли сельскохозяйственного назначения, площадью 30780000 кв.м, по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, в границах Кировского с/с (АЗОТ «Лебяжья поляна»), кадастровый № <...> (т. 1 л.д. 131-132).
Собственниками двух земельных долей, Чугуновой М.И. и Карсаковой Т.Г., принято решение о выделении принадлежащих им долей земельного участка из общедолевой собственности, с формированием нового земельного участка, площадью 88800 кв.м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно 0,7 км. от <адрес>, которому присвоен кадастровый № <...>. 13 января 2008 г. Карсакова Т.Г. на основании договора дарения передала 1/2 долю выделенного земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно 0,7 км. от х. Лебяжья Поляна, в собственность Андреева А.В. ДД.ММ.ГГГГ А. А.В. на основании договора купли-продажи приобрел 1/2 долю земельного участка с кадастровым номером 34:28:110023:595, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно 0,7 км. от <адрес>, у Гаврилова М.Г., который ранее на основании договора купли-продажи от 21 февраля 2008 г. приобрел данную долю у Чугуновой М.И. В настоящее время, согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером № <...> является А. А.В., дата регистрации права 19 апреля 2010 г. (т. 1 л.д. 9-21, 126-154, 232-241). Постановлением администрации Кировского сельского поселения Среднеахтубинского района № <...> от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» вид разрешенного использования указанного земельного участка изменен с «производство с/х продукции» на «для садоводства, огородничества и дачного строительства» (т. 1 л.д. 155-164).
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском указал, что находящийся в собственности ответчика земельный участок частично состоит из земель лесного фонда, что недопустимо законом, поскольку земли лесного фонда находятся в собственности Российской Федерации и не могут быть приватизированы. Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу, что заявленные требования не основаны на законе, поскольку право на спорную землю возникло у предыдущих собственников на основании свидетельств и до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из разъяснений, изложенных в пунктах 52 и 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
По смыслу приведенных разъяснений иск о признании права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством. Признание зарегистрированного права отсутствующим является исключительным и самостоятельным способом защиты, обеспечивающим восстановление прав истца посредством исключения из Единого государственного реестра недвижимости записи о праве собственности ответчика на объект (в том числе в случаях двойной регистрации на один и тот же объект). Устранение спорной записи в Едином государственном реестре недвижимости само по себе должно обеспечивать восстановление прав истца, заинтересованного в устранении сомнений о принадлежности права именно ему. Исходя из заявленных требований и возражений на них применительно к приведенным нормам права в свете их официального разъяснения, юридически значимым обстоятельством по делу являлось установление прав сторон на земельные участки в части их наложения, выяснения причин такого наложения при их образовании.
Статьей 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П следует, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
В силу статей 7 и 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 2 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
Мероприятия по лесоустройству осуществляются инженерами-таксаторами, техниками-таксаторами, прошедшими аттестацию на право осуществления мероприятий по лесоустройству и включенными в соответствующий реестр специалистов, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Исполнителями работ по осуществлению таких мероприятий на основании государственных контрактов, заключаемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, могут быть организации, имеющие в штате не менее двух инженеров-таксаторов, техников-таксаторов, имеющих право на осуществление мероприятий по лесоустройству в соответствии с настоящей статьей. При выполнении работ по осуществлению таких мероприятий численность инженеров-таксаторов и (или) техников-таксаторов должна соответствовать нормативам, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Квалификационные требования и порядок аттестации специалистов на право осуществления мероприятий по лесоустройству, порядок и случаи аннулирования выданных аттестатов, порядок ведения реестра специалистов, имеющих право на осуществление мероприятий по лесоустройству, состав включаемых в него сведений и порядок предоставления информации из указанного реестра утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По результатам осуществления мероприятий по лесоустройству, предусмотренных статьей 68 настоящего Кодекса, составляется лесоустроительная документация в электронной форме, которая включается в состав сведений государственного лесного реестра.
Статьями 70.1 и 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов. Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
В силу части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (часть 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).
При этом, ни Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ни иными нормативными правовыми актами не предусматривается требований к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесению соответствующих сведений в ЕГРН. В связи с этим данные процедуры осуществляются на усмотрение правообладателей таких объектов (Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 апреля 2017 г. № ОГ-Д23-4466).
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственным и официальным документом, подтверждающим границы и площадь лесного участка, в связи с чем местоположение, границы и площадь лесного участка возможно определить по материалам лесоустройства.
В соответствии со статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением ВС РФ от 6 марта 1993 г. № 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. Согласно статье 3 Лесного кодекса РСФСР в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР леса являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа. Леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются. Кроме того, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (пункт 2.1 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284).
Из материалов дела следует и установлено судебной коллегией, за Российской Федерации зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда, для ведения лесного хозяйства (целевое назначение – защитные леса), адрес: Россия, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Среднеахтубинское лесничество, Сахарное участковое лесничество, кварталы 1№ <...>, часть квартала № <...>, Кузьмичевский участок, кварталы № <...> с кадастровым номером 34:28:000000:497, присвоенным в 2006 г. (т. 1 л.д. 8, 123).
Проекты организации и развития лесного хозяйства Среднеахтубинского лесничества отражены в материалах лесоустройства (в Государственном лесном реестре) и закреплены приказом Рослесхоза от 16 сентября 2008 г. № 262 «Об определении количества лесничеств на территории Волгоградской области и установлении их границ», приказом Рослесхоза от 12 декабря 2019 г. № 1387 «Об отнесении лесов на территории Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области к защитным лесам и установлении их границ и о внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 3 апреля 2017 г. № 145 "Об установлении границ Лещевского и Среднеахтубинского лесничеств Волгоградской области, об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ» (т.1 л.д.30).
Согласно материалам дела, 28 января 2022 г. комиссией в составе должностных лиц Среднеахтубинского лесничества проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером № <...>, который отражен в акте № <...> от ДД.ММ.ГГГГ натурного обследования фактического использования земельного участка. Из заключения, выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» №5 от 24 декабря 2021 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером № <...>, площадью 88800 кв.м частично сформирован из состава земель лесного фонда, квартал 7, части выдела № <...> Сахарного участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества <адрес>. Площадь пересечения с землями лесного фонда составляет 36850 кв.м (т. 1 л.д. 35). Выпиской от 27 мая 2022 г. из ГЛР подтверждается, что часть выделов № <...> квартала № <...> Сахарного участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества относится к защитным лесам (лесам, расположенным в лесопарковых зонах).
Из акта натурного обследования спорного земельного участка от 28 января 2022 г. следует, что на земельном участке, имеющем наложение на лесной фонд, отсутствуют строения, произрастают деревья, участок соответствует таксиционному описанию. Указанные обстоятельства подтверждают, что спорный земельный участок в пользовании ответчика, а также иных частных лиц не состоит и фактически из владения Российской Федерации не выбывал. Таким образом, несмотря на законодательный запрет на приватизацию земель лесного фонда, спорные лесные выделы, относящиеся к Среднеахтубинскому лесничеству, не могли быть включены в земельный участок АЗОТ «Лебяжья поляна», из которого в последующем выделен земельный участок ответчика.
Поскольку, земельный участок ответчика в части сформирован незаконно, и в настоящее время на часть спорного земельного участка зарегистрированы права и истца, и ответчика, то судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции, не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и основаны на неправильном толковании норм материального права, следовательно, решение суда подлежит отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований с прекращением права ответчика на часть земельного участка, что приведет к восстановлению прав государства на лесной фонд путем восстановления существующих границ лесничества и внесению корректных, соответствующих фактическому пользованию изменений в сведения о них в ЕГРН в части наложения.
Доводы ответчика о приобретении права на спорный земельный участок на законных основаниях и об определении границ земельного участка при межевании с согласованием с представителем лесничества, убедительными для отказа в удовлетворении иска не являются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, так как принадлежащий ответчику земельный участок состоит частично из земель лесного фонда, которые в соответствии с требованиями как ранее действующего, так и действующего в настоящее время законодательства, могут находиться в собственности только Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 31 октября 2022 г. отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Андрееву А. В. о признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка, удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Андреева А. В. на часть земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно 0,7 км. от <адрес> в пределах следующих координат поворотных точек границы пересекаемой части:
№ точки |
х |
у |
№ точки |
х |
у |
Контур 1 | |||||
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
|||
№ <...> | |||||
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
|||
№ <...> | |||||
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о части земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью № <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, примерно 0,7 км. от <адрес> в пределах следующих координат поворотных точек границы пересекаемой части:
№ точки |
х |
у |
№ точки |
х |
у |
Контур 1 | |||||
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
|||
№ <...> | |||||
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
|||
№ <...> | |||||
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
№ <...> |
Апелляционное определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующих записей.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Среднеахтубинский районный суд <адрес> в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу апелляционного определения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
