ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 34RS0008-01-2022-010148-02 |
Дата поступления | 02.05.2023 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Лымарев Владислав Иванович |
Дата рассмотрения | 01.06.2023 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Номер здания, название обособленного подразделения | Волгоградский областной суд здание 1 |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Центральный районный суд г. Волгограда |
Номер дела в первой инстанции | 2-678/2023 (2-6939/2022;) ~ М-6643/2022 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Яковлева А.С. |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 03.05.2023 | 12:08 | 03.05.2023 | ||||||
Судебное заседание | 01.06.2023 | 09:50 | Зал №8 (ГК) | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 04.05.2023 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 06.06.2023 | 16:20 | 07.06.2023 | ||||||
Передано в экспедицию | 07.06.2023 | 12:14 | 07.06.2023 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Администрация Волгограда | ||||||||
ИСТЕЦ | Алексеев Сергей Викторович | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда | ||||||||
ИСТЕЦ | Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда |
Судья Яковлева А.С. дело № 33-5854/2023
УИД 34RS0008-01-2022-010148-02
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 июня 2023 г. г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Данилова А.А.,
судей Лымарева В.И., Петровой Т.П.,
при секретаре Фоминой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-678/2023 по иску прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда, действующего в интересах Алексеева С. В., к администрации Волгограда о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя администрации Волгограда по доверенности Ряховской Т. А.,
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16 февраля 2023 г., которым исковые требования прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах Алексеева С. В. к администрации Волгограда о возложении обязанности удовлетворены.
На администрацию Волгограда в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда возложена обязанность установить пандус для инвалидов с крыльца подъезда № 1 вдоль стены многоквартирного дома № 20 «а» по ул. Г. Титова г. Волгограда, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
Заслушав доклад судьи Лымарева В.И., выслушав объяснения прокурора Скуратовой И.А., возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда обратился в суд в интересах инвалида 1 группы Алексеева С.В. к администрации Волгограда с иском о возложении обязанности.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда по обращению инвалида 1 группы Алексеева С.В. проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в ходе которой установлено, что Алексеев С.В., проживает в квартире № № <...> девятиэтажного многоквартирного дома № 20а по ул. Титова г. Волгограда, в котором не созданы условия, обеспечивающие его доступность для инвалидов.
Алексеев С.В. является инвалидом 1 группы, передвигается с использованием кресла-коляски.
В этой связи Алексеев С.В. лишен возможности передвижения, социальной адаптации, посещения врача, получения равных возможностей с иными гражданами по ведению полноценной и достойной жизни.
25 июня 2021 г. комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов администрацией Краснооктябрьского района города Волгограда произведено обследование квартиры и общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Г. Титова 20а, подъезд № 1, в котором проживает инвалид 1 группы Алексеев С.В., на соответствие требованиям, предусмотренных разделами III и IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 г. № 649.
В ходе произведенного обследования установлена экономическая целесообразность реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечений условий их доступности для инвалида.
Согласно заключению комиссии от 25 июня 2021 г. в целях устранения нарушений существует возможность установки при увеличении длины наклона съезда до 10,7 м стационарного пандуса с крыльца подъезда вдоль стены дома, с углом наклона, равного 4,57 градусам, что является допустимым безопасным уклоном установки пандуса.
По результатам обследования комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной распоряжением главы администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 14 февраля 2017 г. № 65/1-р принято решение № 9 от 25 июня 2021 г. об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Титова, 20а, подъезд № 1 в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. Потребности в финансовых ресурсах, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, исходя из указанных в акте обследования мероприятий, в размере 269316 рублей 60 копеек.
На основании п. 19 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, комиссией вынесено заключение № 9 от 25 июня 2021 г. о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Г. Титова, 20а, подъезд № 1, квартира № <...>.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют об осведомленности администрации города о месте проживания инвалида, ограниченного в передвижении, а также об отсутствии пандуса для инвалидов в подъезде
№ 1.
Таким образом, администрация г. Волгограда уклоняется от возложенной на нее обязанности по созданию для инвалида надлежащих условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец, с учетом уточненных исковых требований, просил возложить на администрацию города Волгограда обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать пандус для инвалидов с крыльца подъезда № 1 вдоль стены многоквартирного дома № 20а по ул. Г. Титова
г. Волгограда, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Волгограда по доверенности Ряховская Т.А., просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора. В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие оснований для возложения на администрацию обязанности по оборудованию пандуса.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы и возражения, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (ст.ст. 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией российской Федерации (ст.ст.2, 7, 18, 19).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Волгоградской области от 21 ноября 2002 г. № 757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области», финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.
Положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных, решений на новое строительство и реконструкцию зданий* сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа, к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Таким образом, в Федеральном законе от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности отдельных субъектов, в том числе органов местного самоуправления по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Положения Федерального закона № 181-ФЗ о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер.
Закрепляющее названную обязанность положение ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов и перил.
Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 ноября 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001».
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, среди прочего: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 5.1 ст. 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Согласно п. 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 г.
№ 649, доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В силу п. 4 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме для определения оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека подлежит осуществлению обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, создаваемыми органами местного самоуправления.
По результатам работы названной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и принимается решение об экономической с целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (п.п. 17-20, 22 Правил).
Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.
Согласно п. 10 Правил порядок создания и работы муниципальной комиссии устанавливается уполномоченным органом.
Таким образом, муниципальная комиссия является органом, на который в силу закона возложена обязанность по проведению обследования жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, оформлению акта обследования, принятию решения по результатам обследования с вынесением заключения и его передаче главе муниципального образования для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда по обращению инвалида 1 группы Алексеева С.В. проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
В ходе проведенной проверки установлено, что Алексеев С.В., проживает в квартире № № <...> девятиэтажного многоквартирного дома № 20а по ул. Титова г. Волгограда, в котором не созданы условия, обеспечивающие его доступность для инвалидов.
Алексеев С.В. является инвалидом 1 группы, передвигается с использованием кресла-коляски, Алексеев С.В. лишен возможности передвижения, социальной адаптации, посещения врача, получения равных возможностей с иными гражданами по ведению полноценной и достойной жизни.
25 июня 2021 г. комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов администрацией Краснооктябрьского района города Волгограда произведено обследование квартиры и общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Г. Титова 20а, подъезд № 1, в котором проживает инвалид 1 группы Алексеев С.В., на соответствие требованиям, предусмотренных разделами III и IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 г. № 649.
В ходе произведенного обследования установлена экономическая целесообразность реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечений условий их доступности для инвалида.
Согласно заключению комиссии от 25 июня 2021 г. в целях устранения нарушений существует возможность установки при увеличении длины наклона съезда до 10,7 м стационарного пандуса с крыльца подъезда вдоль стены дома, с углом наклона, равного 4,57 градусам, что является допустимым безопасным уклоном установки пандуса.
Постановлением администрации Волгограда от 8 февраля 2017 г.
№ 176 полномочия по созданию и работе комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда на территории города-героя Волгограда делегированы администрациям районов Волгограда, в том числе администрации Краснооктябрьского района Волгограда.
По результатам обследования комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной распоряжением главы администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 14 февраля 2017 г. № 65/1-р принято решение № 9 от 25 июня 2021 г. об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Титова, 20а, подъезд № 1 в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. Потребности в финансовых ресурсах, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, исходя из указанных в акте обследования мероприятий, в размере 269316 рублей 60 копеек.
На основании п. 19 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, комиссией вынесено заключение № 9 от 25 июня 2021 г. о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Г. Титова, 20а, подъезд № 1, квартира № <...>.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные в дело доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами права, а также ст. 209 ГК РФ, установив, что именно на администрации Волгограда как собственника имущества, лежит обязанность по оборудованию пандуса для беспрепятственного доступа инвалида в жилой дом, в котором он проживает, пользования общим имуществом жилого дома, в соответствии с требованиями Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 г. № 649, пришел в выводу об удовлетворении исковых требований и возложил на администрацию Волгограда обязанность установить пандус для инвалидов с крыльца подъезда № 1 вдоль стены многоквартирного дома № 20а по ул. Титова г. Волгограда, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
Данные выводы суда мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы направлены исключительно на оспаривание выводов суда первой инстанции и основаны на неверном толковании норм права.
Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию обязанности по установке пандуса, органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесено создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, является администрация Волгограда, которая координирует действия своих структурных подразделений по выполнению прямо возложенных законом на орган местного самоуправления задач.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции установлены все значимые по делу обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы, сделанные судом первой инстанции полностью основаны на оценке фактов, установленных судом, достоверность которых подтверждена исследованными доказательствами, полученными с соблюдением процессуальных норм права, исследованными как в отдельности, так и в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Волгограда по доверенности Ряховской Т. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
