ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 34RS0008-01-2021-000536-13 |
Дата поступления | 29.01.2021 |
Номер протокола об АП | АЕ-34 941953 |
Судья | Язынина Светлана Геннадьевна |
Дата рассмотрения | 25.02.2021 |
Результат рассмотрения | Оставлено без изменения |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Материалы переданы в производство судье | 01.02.2021 | 10:30 | 01.02.2021 | ||||||
Судебное заседание | 25.02.2021 | 10:00 | Оставлено без изменения | 08.02.2021 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | Перечень статей | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | |||
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО | Фролов Илья Сергеевич | ст. 20.2 ч.5 КоАП РФ |
Судья Артеменко И.С. Дело № 07п-79/2021
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 25 февраля 2021 года
Судья Волгоградского областного суда Язынина С.Г., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании жалобу Фролова Ильи Сергеевича на постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 25 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фролова Ильи Сергеевича,
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 25 января 2021 года Фролов И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с состоявшимся постановлением по делу, Фролов И.С. подал в Волгоградский областной суд жалобу, в которой, считая указанное постановление незаконным, просит его отменить и прекратить производство по делу, приводя доводы о нарушении статьи 10, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку участие в публичном мероприятии не являлось противоправным, а было реализацией права на свободу мирных собраний и свободу выражения мнения. Также указывает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении были нарушены требования статьи 6 Конвенции, поскольку дело рассмотрено без участия лица, поддерживающего обвинение, не были допрошены должностные лица, составившие документы, положенные в основу обвинения. Ссылаясь на статью 5 Конвенции указывает, что его доставление и задержание были незаконными.
В судебное заседание Фролов И.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, об отложении судебного заседания не просил.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО 1, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной.
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона № 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года № 1618-О, от 24 октября 2013 года № 1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона № 54-ФЗ основанием прекращения публичного мероприятия является неисполнение организатором публичного мероприятия предусмотренной пунктом 1 части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона обязанности подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 приведенного Федерального закона.
В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия (пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 54-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 23 января 2021 года в период с 14 до 15 часов Фролов И.С. принял участие в несанкционированном публичном мероприятии в форме шествия в Центральном районе г. Волгограда от сквера им. Симбирцева по пр. им. Ленина до администрации Волгоградской области перешедшего в митинг, несмотря на требования сотрудников полиции о прекращении участия в данном публичном мероприятии.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 23 января 2021 года АЕ-34 № 941953 (л.д. 2); рапортом заместителя командира взвода № 1 роты № 2 ОБ ОКПО Управления МВД России по г. Волгограду от 23 января 2021 года (л.д. 3), рапортом старшего УУП ОУУП и ПДН ОП № 4 Управления МВД России по г. Волгограду (л.д. 10), сообщением администрации Волгограда от 22 января 2021 года о том, что уведомления о проведении публичных мероприятий на территории Волгограда 23 января 2021 года не поступали (л.д. 11), рапортами инспекторов 2 отделения ОООП Управления МВД России по г. Волгограду (л.д. 13, 15), видеозаписью (л.д. 14) и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Кроме того, данные обстоятельства подтверждены показаниями должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, старшего инспектора ИАЗ ОП № 3 Управления МВД России по г. Волгограду ФИО 1, опрошенной при рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда.
Из показаний должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО 1 следует, что Фролов И.С., как участник несанкционированного митинга был доставлен в отдел полиции. От дачи объяснений он отказался. На основании рапортов сотрудников полиции, сообщения администрации Волгограда от 22 января 2021 года о том, что уведомления о проведении публичных мероприятий на территории Волгограда 23 января 2021 года не поступали, видеозаписи несанкционированного публичного мероприятия, ею было установлено, что Фролов И.С., являясь участником несанкционированного публичного мероприятия, не выполнил требования, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ, в связи с чем в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении.
При рассмотрении дела какой-либо заинтересованности сотрудников полиции в исходе дела не установлено, доказательств их заинтересованности не представлено, а исполнение указанными лицами своих служебных обязанностей само по себе к такому выводу не приводит, и не может служить поводом не доверять процессуальным документам, составленным в целях фиксации совершенного Фроловым И.С. административного правонарушения.
Действия Фролова И.С. квалифицированы по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
При этом, доводы жалобы о нарушении статей 10, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку участие Фролова И.С. в публичном мероприятии не являлось противоправным, а было реализацией права на свободу мирных собраний и свободу выражения мнения являются несостоятельными в силу следующего.
Как указывалось ранее, в данном случае основанием для привлечения Фролова И.С. постановлением судьи районного суда к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в судебном акте выводы о том, что он 23 января 2021 года, являясь участником несанкционированного публичного мероприятия, не выполнил обязанность, установленную пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ (выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел).
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях признает общественно опасным и в силу этого противоправным и наказуемым сам факт нарушения участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Таким образом, привлечение Фролова И.С. к административной ответственности является следствием нарушения им, как участником публичного мероприятия, порядка проведения шествия и последующего за ним митинга, а не следствием ограничения его права на свободу мирных собраний и свободу выражения мнения.
Общие меры, предпринятые в отношении публичного мероприятия в целом, так и отдельные меры в отношении лично заявителя были оправданы в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Конвенции. Эти меры соответствовали внутригосударственному законодательству, были необходимы в целях поддержания общественного порядка и безопасности участников публичного мероприятия и были строго пропорциональными.
Доводы жалобы о нарушении права на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство со ссылкой на то, что в рассмотрении дела об административном правонарушении не участвовал прокурор или должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, несостоятельны.
Согласно статье 6 Конвенции, статьям 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает обязательного участия прокурора в каждом деле об административном правонарушении.
Основания для привлечения прокурора к участию в данном деле, предусмотренные частью 2 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствовали.
Законодательство Российской Федерации содержит достаточные гарантии беспристрастности судей. Таким образом, отсутствие на слушании прокурора не означало, нарушения принципа состязательности сторон. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет возможность опровергать сведения, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении и других документах, что является достаточным для соблюдения принципа состязательности процесса.
Более того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не рассматривает должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении или вынесших постановление по делу об административном правонарушении, ни каких-либо иных должностных лиц в качестве участников производства по делу об административном правонарушении, уполномоченных поддерживать обвинение по каждому делу, в том числе по тем делам, наказание за которые по своей тяжести и последствиям аналогичны уголовному наказанию. Однако такое регулирование не может свидетельствовать о возложении на суд обязанности выполнять не свойственную ему функцию – обвинение (Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 № 2157-О).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 24 июня 2014 года № 1311-О и № 1312-О, само по себе отсутствие должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, в числе участников производства по делу об административном правонарушении (глава 25) не означает возложение на суд обвинительной функции: процессуальные действия, направленные на сбор доказательств, осуществляются должностными лицами (статьи 26.3, 26.5, 26.9, глава 27 КоАП Российской Федерации и др.). Собранные же и представленные этими лицами доказательства наряду с доказательствами, представленными участниками производства по делу, имеющими на это право, служат основанием для установления судом, в производстве которого находится дело, всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения (статьи 26.1 и 26.2 КоАП Российской Федерации).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе ходатайствовать о вызове в качестве свидетеля должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, для выяснения возникших вопросов, что не исключается сложившейся правоприменительной практикой (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
То обстоятельство, что при рассмотрении дела не были допрошены сотрудники полиции не означает возложение на суд обвинительной функции, поскольку имеющаяся совокупность доказательств была достаточна для вынесения решения по делу, судья районного суда пришел к выводу о возможности рассмотрения дела на основании имеющихся материалов, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, каких-либо вопросов к должностным лицам по обстоятельствам, изложенным ими в процессуальных документах, у судьи районного суда не возникло.
При этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения, представлять доказательства, опровергающие данные, содержащиеся, как в протоколе об административном правонарушении, так и рапортах сотрудников полиции, заявлять ходатайства.
Факт ознакомления с объемом процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, удостоверена подписью Фролова И.С. в соответствующей подписке. От дачи объяснений относительно обстоятельств вмененного правонарушения, Фролов И.С. отказался, при этом он не был лишен возможности заявить ходатайство о вызове и допросе должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении, рапорт, с целью выслушать их показания и задать им вопросы, в соответствии с требованиями статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представить дополнительные доказательства, однако своим правом ни при рассмотрении дела об административном правонарушении, ни при рассмотрении его жалобы на состоявшее постановление по делу, не воспользовался.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Фролова И.С. требования статьи 6 Конвенции нарушены не были.
Ссылки Фролова И.С. на ограничение его свободы, что сопутствовало, по его мнению, ограничению его права на защиту, которое он не мог реализовать в условиях изоляции от общества, отклоняются, поскольку ходатайств об отложении рассмотрении дела, в том числе для привлечения защитника, Фролов И.С. не заявлял.
Доводы автора жалобы, направленные на несогласие с действиями сотрудников полиции при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставление, задержание), предусмотренных главой 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на законность привлечения к административной ответственности не влияют.
Административное доставление Фролова И.С. было произведено уполномоченным на то должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права, предусмотренные статьей 25.1 данного Кодекса, Фролову И.С. были разъяснены. Основанием для доставления Фролова И.С. послужило составление протокола об административном правонарушении, что не противоречит требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Фролова И.С. к административной ответственности вынесено судьей районного суда с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Фролову И.С. в пределах, установленных санкцией части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при вынесении постановления, влекущих отмену принятого решения, по делу не допущено.
Иных доводов, дающих основания для сомнения в законности судебного постановления, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления судьи районного суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда
решил:
постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 25 января2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фролова Ильи Сергеевича оставить без изменения, а жалобу Фролова Ильи Сергеевича - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу 25 февраля 2021 года и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского
областного суда С.Г. Язынина
